| Яаков Кац
Яаков Кац

Окончена ли политическая карьера Биньямина Нетаньяху?

Окончена ли политическая карьера Биньямина Нетаньяху?
Фото: Yonatan Sindel/Flash90

В середине августа бывший премьер-министр Биньямин Нетаньяху вылетел на Гавайи вместе с женой Сарой и старшим сыном Яиром.

Поездка запомнилась по нескольким причинам. В то время израильское правительство предостерегало своих граждан от полетов за границу из-за наступления четвертой волны короны.

Нетаньяху проигнорировал предупреждение и сел на рейс до Сан-Франциско. Впервые за 12 лет он летел коммерческим рейсом. Не было ни чартерных, ни частных самолетов. Да, с ним была охрана, но он летел как обычный гражданин.

У некоторых членов «Ликуда», например, у бывшего мэра Иерусалима Нира Барката, появилось некое предчувствие. Предприниматель в хай-теке, заработавший сотни миллионов до того, как заняться политикой, Баркат бывал на Гавайях. Он сказал некоторым близким соратникам, что Нетаньяху не вернется быстро.

Он был прав. Нетаньяху сильно продлил поездку.

Это был, как позже назвали это члены Ликуда, «эффект Гавайев», и этот эффект все еще присущ Нетаньяху. По словам депутатов, Биби уже не тот, каким был, когда нынешнее правительство было создано Нафтали Беннеттом и Яиром Лапидом в июне.

В те первые несколько недель Нетаньяху пообещал всем, что новое правительство падет в течение нескольких недель. Затем это превратилось в «дело нескольких месяцев». Совсем недавно, на прошлой неделе, он все еще говорил членам партии, что есть шанс, что правительство падет до принятия государственного бюджета.

Эта колонка пишется после принятия бюджета на 2021 год (на этой неделе) и до голосования по бюджету 2022 года. Нетаньяху и его соратники в течение нескольких недель пытались завербовать перебежчика из числа членов так называемой «Коалиции за перемены», чтобы тот проголосовал против бюджета, но пока терпели неудачу. Рано утром в четверг у Нетаньяху даже случился неловкий момент, когда он случайно вместе с «Коалицией» проголосовал за одну из поправок к бюджету.

Но даже помимо этих оплошностей в «Ликуде» считают, что Нетаньяху плохо соответствует той парламентской работе, какую ожидают от лидера оппозиции.

Да, он время от времени произносит пламенные речи против Беннета, но, как известно, пропускает голосования и важные собрания фракций, не встречается с иностранными высокопоставленными лицами, посещающими Израиль. Возможно, теперь это его способ протеста против нового правительства — так он демонстрирует свое презрение к правительству, которое он и его сторонники считают незаконным.

С другой стороны, он упускает возможность показать, что он по-прежнему государственный деятель, с которым хотят встречаться иностранные официальные лица. Хотя как глава оппозиции он имеет право в соответствии с протоколом просить об этих встречах.

Поэтому в Ликуде есть ряд высокопоставленных членов, которые надеются и молятся, чтобы после принятия бюджета Нетаньяху наконец ушел в отставку. Помимо «эффекта Гавайев», они видят другие подтверждения того, что происходит неладное.

Например, над Нетаньяху идет судебный процесс. 16 ноября бывший помощник Нетаньяху Нир Хефец начнет давать показания по «Делу 4000» — части общего процесса, касающейся взяточничества. Несмотря на протесты Нетаньяху, процесс продвигается полным ходом, и картина его виновности вполне складывается.

Так что, если он попытается заключить сделку, сейчас, возможно, лучшее время, потому что генеральный прокурор Авихай Мандельблит уйдет в отставку в феврале.

Хотя следующий генеральный прокурор тоже будет контролировать суд, но не будет так сильно заинтересован в результате. А Мандельблит знает, что его репутация после отставки будет зависеть от того, закончится ли процесс вынесением обвинительного приговора Нетаньяху.

Нетаньяху тоже об этом знает, и в результате может решиться заключить сделку с Мандельблитом о признании вины и своей отставке сейчас, до наступления необратимых вещей. Такой вариант исключать нельзя.

Но события могут развернуться действительно интересно. Если Нетаньяху тоже внезапно уйдет в отставку, «Ликуду» срочно потребуется провести праймериз, чтобы избрать нового председателя.

Партийные инсайдеры ожидают появления длинного списка кандидатов: некоторые уже заявили, что будут баллотироваться, другие еще колеблются. Ведущие кандидаты — Нир Баркат, Исраэль Кац, Гилад Эрдан, Мири Регев и Юли Эдельштейн. Ожидается, что Дани Данон, Цахи Анегби и Ави Дихтер тоже будут участвовать, но их шансы малы.

Трое наиболее усердных — это Баркат, Кац и Эдельштейн. Баркат использует огромные суммы денег и лазейку в законе о выборах: пока праймериз не созваны, нет ограничений на то, сколько собственных денег может потратить потенциальный кандидат, – и он нанял команду ведущих советников и специалистов по опросам общественного мнения.

Эдельштейн тоже много тратит. Он активизировал свою внутрипартийную деятельность после того, как несколько недель назад сделал драматическое заявление о том, что будет баллотироваться против Нетаньяху немедленно, а не ждать, пока он уйдет в отставку, как планируют остальные кандидаты.

Эрдан, который покидает свой пост посла Израиля в Вашингтоне в этом месяце, останется в Организации Объединенных Наций. Прошлый год укрепил его дипломатическую репутацию, но дистанцировал от членов партии: никаких совместных свадеб, бар-мицв или барбекю, и ему предстоит нелегкая битва за первое место. Тем не менее ожидается, что Эрдан будет баллотироваться: именно для того, чтобы восстановить свое положение в партии.

Кац хорошо интегрирован в партийные институты; он также популярен внутри ядра постоянных членов партии. Это даст ему бонус в будущей битве.

Многие ожидают, что одного тура будет мало: из-за переизбытка кандидатов маловероятно, что кто-то соберет необходимые 40% голосов. Если так, то между двумя лучшими случится второй тур.

Избрание нового председателя скорее всего будет означать конец нынешнего правительства. Даже выборы не понадобятся. В соответствии с израильским законодательством в случае принятия вотума недоверия нынешнее правительство уходит в отставку и сразу же приходит к власти новое.

Произойдет ли это? Никто не знает. Но вот что ясно: суд над Нетаньяху продолжается, и каждый следующий день снижает его шансы выйти сухим из воды. Он это знает, знают и его соратники по партии и члены коалиции Беннета-Лапида.

Jerusalem Post, перевод Марии Якубович

Похожие статьи