Вслед за решением Сыктывкарского городского суда Минюст РФ включил в список экстремистских материалов документальный фильм «Тайное и явное. Цели и деяния сионистов».
Этот вроде бы простой и малозначимый на фоне главных событий сегодняшнего дня факт вызывает на самом деле много вопросов.
Например, почему экстремистское содержание фильма о сущности сионизма, снятого на Центральной студии документальных фильмов в Москве, выявили и в судебном порядке подтвердили аж в Сыктывкаре?
Конечно, были времена, когда евреев в Республике Коми насчитывалось особенно много. Например, несколько месяцев своей жизни провел там в роли зэка пламенный сионист и будущий премьер-министр Израиля и нобелевский лауреат Менахем Бегин (кстати, упоминаемый в фильме).
Почему именно в 83-ю годовщину Хрустальной ночи понадобилось признавать экстремистским (а значит, запретить) фильм, выпущенный почти полвека назад, в 1973 году? И кстати, тогда же запрещенный к показу на широких и телевизионных экранах, для которых он был предназначен. Зачем понадобилось «оживлять» эту антисемитскую стряпню, которую даже заказчики из отдела пропаганды сусловского ЦК и андроповского КГБ посчитали слишком откровенно юдофобской?
«Тайное и явное» – как фильм, как и запрет его – отражает явление, которое все же следует знать, которое стоит напоминания и общественного внимания.
Этот фильм нельзя рассматривать сам по себе. Он – эпизод пропагандистской истории позднего СССР. Сокрушительная и неожиданная победа в шестидневной войне 1967 года Израиля над армиями арабских стран, оснащенных, спонсированных и патронируемых Советским Союзом, настолько потрясла тогдашнее советское руководство, что оно решилось на разрыв дипломатических отношений с Израилем (30-летие возобновления их недавно отмечали на уровне МИДов обеих стран). В результате СССР на многие годы лишил себя возможностей политического маневра в регионе и на политику Израиля влиять дипломатическими методами уже не мог, отдав приоритет США. А сионизм был объявлен главным врагом Советского Союза и социализма в целом.
Это было заведомым преувеличением и абсолютно невежественным и тенденциозным искажением не только действительности, но и теории. Сионизм – идеология, ставящая целью возвращение евреев на свою историческую родину, – никак не связан с идеей завоевания мирового господства, которую приписывают евреям антисемиты всех времен и мастей. Победы Израиля над армиями арабских стран, стремившихся к его уничтожению, никак не могли угрожать не только СССР и соцлагерю, но даже их интересам на Ближнем Востоке, пока они не касались безопасности Израиля, и тем более их позициям в остальном мире.
Но что реальность, логика, здравый смысл по сравнению с обидой и ненавистью? Из сионизма попытались сделать то, чем он не является в принципе, а из Израиля – чем он быть не может, даже если бы вдруг захотел. Первый объявили квинтэссенцией капитализма, второй – форпостом империализма. Поскольку внешняя угроза великому Советскому Союзу от Израиля и сионизма выглядела бы слишком противоестественной, стали изображать с их помощью внутреннюю угрозу.
«Тайное и явное», созданный в 1973 году на Центральной студии документальных фильмов по указанию отдела пропаганды ЦК КПСС, при консультационной и спонсорской поддержке (группе даже организовали, как пишут, две поездки в западные страны – по тем временам неслыханная роскошь) международного отдела ЦК и под патронажем КГБ (который поставил производство «антисионистской» теле- и кинопродукции на поток) был лишь одним из многих подобных.
Но то ли по неопытности, то ли по искренней страстности авторов (режиссер Борис Карпов стал впоследствии основоположником «православного кино», а сценарист Дмитрий Жуков – одним из организаторов общества «Память») они даже не постарались упрятать за ширмой антисионизма свой оголтелый антисемитизм.
Фильм теперь увидеть трудно, но дикторский текст еще в Сети. Даже по нему ясно, что это за продукция. Вся мировая история, все катаклизмы, включая обе мировые войны и Холокост, там предстают результатом всемирного еврейского заговора. Конечно, не обошлись авторы и без прямых цитат (хотя и не признанных) из своих прямых предшественников – разоблачителей еврейского заговора из Третьего рейха. На это обстоятельство обратил внимание оператор ЦСДФ Соломон Коган в своем письме Брежневу, с которым был знаком лично по фронту.
Возможно, и одно, и второе сыграло свою роль в том, что идеологическое начальство не дало добро на демонстрацию фильма. Он стал известен по копии, которую режиссер Карпов якобы тайно вынес со студии и стал демонстрировать высокому начальству на закрытых показах. Зная, как тогда относились к распространению несанкционированной кинопродукции, я не сомневаюсь, что Карпов ничем не рисковал – такова была форма распространения «горячего» контента, и добро на это у него имелось.
Минюст вынес официальный запрет на использование давно забытой, да и весьма устаревшей фальшивки. Но тот же Минюст – теперь уже на основании решения районного суда Сочи – объявил экстремистской написанную в XIX веке книгу раввина Маркуса Лемана «Насильно крещеные» – о преследованиях евреев Польши и Литвы в XIV веке. Согласившись с мнением суда, что в ней содержатся «возбуждение ненависти к христианству» и «пропаганда превосходства иудаизма над христианством». Считать рассказ о преследовании евреев в XIV веке, из-за которого было уничтожено несколько сот еврейских общин их соседями-христианами, оскорблением религии – очевидное невежество. И, похоже, единственный способ восстановить баланс – обратиться в суд уже от лица еврейского сообщества с тем, чтобы этот несправедливый запрет был снят.
Давайте помнить о прошлом и прислушиваться друг к другу. Я пишу этот текст менее чем за две недели до открытия Третьей Московской международной конференции по противодействию ксенофобии, антисемитизму и расизму «Защитим будущее», которая пройдет 22–23 ноября в Москве. РЕК проводит этот форум при поддержке МИД РФ, Федерального агентства по делам национальностей, правительства Москвы уже в третий раз (в прошлом году пропустили из-за пандемии) с участием ученых, экспертов, общественных и политических деятелей из 40 стран мира. Присоединяйтесь, и поговорим именно об этом – как учиться слушать и понимать друг друга, несмотря на разницу между нами, какой бы она ни была. Только так можно преодолеть невежество, которое лежит в основе ксенофобии.