| Нимрод Горен
Нимрод Горен

Новое начало: перспективы Израиля в Средиземноморском регионе

Новое начало: перспективы Израиля в Средиземноморском регионе
Министр обороны Израиля Бени Ганц наносит официальный визит в Марокко Фото: Министерство обороны Израиля

По сравнению с остальным Ближним Востоком Израиль имеет больше официальных связей в странах Средиземноморья и, таким образом, может играть более значительную роль в формировании и руководстве региональными процессами.

В воскресенье впервые был отмечен «День Средиземноморья» — по решению, принятому в прошлом году министрами 42 государств-членов Союза Средиземноморья (Union for the Mediterranean, UfM) — существующей с 2008 года международной организации, объединяющей страны Средиземноморья и Евросоюза.

Этот день установили для того, чтобы подчеркнуть элементы самобытности и культуры народов региона и способствовать сотрудничеству между входящими в него странами. Несмотря на то что в Израиле не проводилось никаких праздников по случаю этого дня, Иерусалим все больше признает дипломатический вес Союза Средиземноморья.

Средиземное море находится в «зоне комфорта» Израиля. Союз сочетает в себе европейскую и ближневосточную идентичности, не заставляя выбирать одну в ущерб другой. У Израиля есть прекрасная возможность эффективно продвигать дипломатические, экономические и гражданские интересы и интересы безопасности в этом регионе: как с конкретными государствами, так и в международном масштабе, особенно после возобновления официальных отношений с Марокко.

День Средиземноморья — возможность обозначить дипломатические задачи, которые Израиль должен решить в наступающем году, чтобы улучшить отношения со странами региона, активизировать и усилить свое участие и способствовать разрешению конфликтов.

Восстановление отношений с Турцией на уровне послов: в 2018 году Израиль и Турция отозвали своих послов из столиц друг друга из-за протеста Анкары в связи с ситуацией в Газе и переносом посольства США в Иерусалим. В течение последнего года Турция сигнализировала о некотором желании восстановить посольства, но Израиль до сих пор был настроен скептически.

Недавнее успешное завершение дела о задержании израильской пары, посетившей Стамбул, создает положительный импульс, который Израилю следует использовать для повышения уровня отношений. Это позволило бы, в частности, установить стратегический диалог по региональным вопросам, таким как Иран и Сирия, и расширить двустороннее экономическое и гражданское сотрудничество.

Новые отношения с Марокко: на фоне связей Израиля с остальным арабским миром связи с Марокко уникальны, учитывая их центральную гражданскую составляющую, социальную и культурную глубину, а также их постоянство даже в годы отсутствия официальных дипломатических отношений.

Обновление и улучшение связей Израиля с Марокко за последний год открывают путь к новым возможностям сотрудничества.

Внедрение гражданских компонентов в отношения с Египтом: отношения между Израилем и Египтом в последние месяцы потеплели, что нашло отражение в контактах между лидерами, в публичном освещении событий и зарождающемся экономическом и экологическом сотрудничестве.

Открытие прямых рейсов между двумя странами и новая модель гражданских отношений дает возможность расширить гражданские связи с Египтом. Израиль должен сделать эту задачу приоритетной.

Завершение договоренностей о морской границе с Ливаном: вопрос морской границы по существу имеет экономическое значение. США считают это важным и назначили специального посланника для оказания помощи в разрешении спора. Сами переговоры между Израилем и Ливаном — необычный канал диалога между двумя странами, которые формально все еще считают друг друга врагами.

Успешное завершение переговоров, хотя это и непростая задача, позволило бы дополнительно задействовать средиземноморские запасы природного газа, помочь смягчить экономический кризис в Ливане и тем самым внести вклад в его стабильность, а также подчеркнуть способность Израиля и Ливана разрешать споры дипломатическими, а не военными средствами.

Создание возможностей для сближения с Тунисом: правительство Израиля заинтересовано в расширении круга мусульманских государств, отношения с которыми нормализованы. Тунис все еще далек от желания сделать это, но его географическая близость к Марокко, его более демократические настроения по сравнению с другими арабскими государствами, партнерство с ЕС и еврейское наследие в стране вселяют надежды.

Повышение эффективности Восточно-Средиземноморского газового форума (Eastern Mediterranean Gas Forum, EMGF): за три года с момента основания он еще не принес значительных результатов. Однако сам факт его существования имеет важное значение, учитывая включение в него Израиля и Палестинской автономии наряду с арабскими и европейскими членами.

Форум следует использовать для содействия дипломатическому диалогу между его членами и для формирования дополнительных региональных структур, в том числе совместных с Турцией и Ливаном.

Занятие руководящей должности в Союзе Средиземноморья: до 2016 года заместителем генерального секретаря UfM был израильтянин, профессор Илан Хет, которому были поручены направления научных исследований и высшего образования. С тех пор Израиль не назначал старшего представителя в штаб-квартиру организации, хотя имеет на это право.

В наши дни, после положительных сдвигов в израильско-арабских отношениях, Израиль должен возобновить свое представительство в высших эшелонах организации.

Мобилизация Союза Средиземноморья для улучшения отношений с палестинцами: страны Средиземноморья, вместе или по отдельности, могли бы сыграть роль в продвижении израильско-палестинского миротворчества. Египет, Турция и Кипр, например, были вовлечены в проблемы, связанные с Газой. Разногласия между ними препятствуют совместным действиям, но они могут пожелать принять участие в региональном форуме, чтобы ослабить кризис в Газе. Марокко также было вовлечено в израильско-палестинский вопрос в течение многих лет и теперь может стать более влиятельным.

Содействие многостороннему партнерству и разрешению конфликтов в регионе: новая повестка дня ЕС для Средиземноморья, принятая ранее в этом году, включает готовность продвигать региональные проекты, в том числе совместные проекты ЕС, Израиля и остальных стран.

ЕС пока не предпринял значительных шагов в этом направлении, но Израиль мог бы взять на себя соответствующие инициативы со своими партнерами в Средиземноморье и Персидском заливе. Это также добавило бы новый компонент к улучшению отношений между Израилем и ЕС.

Израиль также мог бы сыграть ведущую роль в планах по формированию средиземноморского механизма борьбы с изменением климата и участвовать в посреднических усилиях, чтобы помочь разрешить другие конфликты в регионе.

Средиземноморье как географическая арена, полная внешнеполитических возможностей, предоставляет Израилю широкий спектр дипломатических задач. День Средиземноморья — хорошее время, чтобы их оценить.

При новом правительстве дипломатическая служба Израиля с ее растущим влиянием и улучшенным бюджетом для реализации этих возможностей находится в лучшем положении, чем раньше. Следует расставить приоритеты и провести необходимые структурные изменения, которые сделают возможной более эффективную израильскую внешнюю политику в средиземноморском пространстве, расширяющем традиционные границы между Европой и арабским миром.

Jerusalem Post, перевод Марии Якубович

Похожие статьи