Элиягу Давид Кей — герой еврейского народа. 21 ноября он был убит в Иерусалиме только по одной причине: он был евреем.
Эли Кей — внук раввина Шломо Левина, раввина синагоги Саут-Хэмпстед в Лондоне и сын Ави и Дворы Кей — переехал в Израиль из Йоханнесбурга в 2016 году, чтобы учиться в ешиве Хабада в Кирьят-Гате. Через год он вызвался служить в десантной бригаде ЦАХАЛа как «солдат-одиночка», несколько раз был ранен. В последнее время он работал гидом в Фонде наследия Стены Плача в Иерусалиме.
Эли был гордым евреем и убежденным сионистом. Он родился в семье, которая глубоко жила сионистскими идеалами и прививала их своим детям и внукам. Семья Кей на протяжении поколений была столпом еврейской общины Южной Африки и вместе с лондонской семьей Левин является образцом доброты, самоотверженности и веры.
Эли вырос в общине, в которой ярко горит пламя сионизма: южноафриканские евреи всегда массово ехали волонтерами защищать Израиль на поле битвы, совершали алию тысячами и стояли на передовой в битве против BDS, часто осуждая собственное правительство.
На этой богатой почве возрос Эли Кей. Всю свою жизнь он помнил об изначальных сионистских идеалах и невероятном самопожертвовании первых пионеров, многие из которых отдали свои жизни, защищая и сохраняя мечту о еврейском государстве.
Откуда берет начало такой идеализм? Это началось не в Базеле в 1897 году, а за тысячи лет до этого, в самом начале еврейской истории. В знаменитых вступительных словах недельной главы Торы «Лех Леха» («Иди к себе») Б-г говорит Аврааму: «Иди из своей страны, из места своего рождения, из дома своего отца в землю, которую Я укажу тебе».
Авраам должен был покинуть уютный дом, в котором он вырос; оставить все позади и отправиться в Землю Израиля, чтобы исполнить данную Богом роль в еврейской истории и еврейской судьбе. Сионизм начинается прямо здесь, он основан на этом изначальном призыве от Б-га, в нашем понимании миссии и самой нашей идентичности как нации.
Эли Кей жил этим сионизмом — сионизмом, уходящим корнями в Б-жественные идеалы нашего народа, который превосходит простой еврейский национализм и говорит о чем-то гораздо более глубоком; это тот же идеализм, тот же благородный сионизм отца и матери еврейского народа, Авраама и Сарры.
Это золотая нить, которая проходит через всю еврейскую историю и связывает одну семью отважных, самоотверженных героев с другой. Празднуя Хануку, мы вспоминаем, как Матитьяху и его братья, известные как Маккавеи, — семья знатоков Торы из рода коэнов — в одиночку победили могущественную греко-сирийскую империю Селевкидов, вернув себе землю Израиля.
Но это было больше, чем военная победа. Храм в Иерусалиме был захвачен греческой армией и превращен в место идолопоклонства. Греки установили не только политическое господство над еврейским народом, но также культурную и идеологическую гегемонию. Стремясь навязать эллинистические ценности и философию и вытеснить ценности Торы и еврейский образ жизни, греки объявили вне закона выполнение многих важных заповедей, включая Шаббат и обрезание. Это была попытка ниспровергнуть всю еврейскую систему ценностей.
В отличие от римлян, которые пришли после греков и фактически сожгли Храм дотла, греки больше стремились перенаправить Храм в сторону своей собственной идеологии и верований. Они принесли идолов на его священную территорию и использовали Храм и его сооружения для своего языческого поклонения.
Это не была борьба за физическое выживание или простой конфликт из-за территории и ресурсов. Маккавеи были не просто борцами за политическую свободу. Их борьба велась за еврейские ценности и идеалы.
Вот почему наши мудрецы сосредоточились на меноре и чуде с маслом (а не на военной победе) как на символе Хануки. Менора — повторное посвящение Храма его святому служению, духовным ценностям и обычаям еврейского народа, свету Торы. Именно за это и боролись Маккавеи.
Очень знаменательно, что современное Государство Израиль выбрало менору в качестве своего официального символа. Это напоминает нам, что быть евреем и сионистом — не просто вопрос национальной принадлежности: наша связь с Землей Израиля и нашим народом основана на наших ценностях и нашей Торе.
Бессмысленное убийство Эли Кея подтверждает это: хладнокровный выстрел в гида не укладывается в политический или националистический нарратив. Наша борьба с теми, кто хочет изгнать нас с нашей земли, по сути, не территориальный конфликт, а борьба ценностей. Если бы это был простой политический спор о национализме и границах, конфликт был бы давно разрешен.
Эли был убит в Старом городе Иерусалима, по пути на молитву у Котеля, в нескольких метрах от того самого места, где Маккавеи вошли в Храм; и с тем же героическим духом, как и у них, с той же ясностью видения и ценностей, Эли пожертвовал своей жизнью ради того же самого дела.
Да будет память об Элиягу Давиде бен Аврааме Хаиме благословенна.
Jerusalem Post, перевод Марии Якубович