| Илья Альтман
Илья Альтман

Почему дню памяти жертв Холокоста не нашлось места в календаре

Почему дню памяти жертв Холокоста не нашлось места в календаре
Церемония зажжения свечей, приуроченная к Международному дню памяти жертв Холокоста в Еврейском музее Фото: Агентство «Москва»

На недавно прошедшей в Москве III международной конференции по противодействию ксенофобии, антисемитизму и расизму «Защитим будущее» руководитель образовательных программ центра «Холокост» Светлана Тиханкина сообщила, что Министерство просвещения РФ отказывается вернуть в Календарь образовательных событий на текущий учебный год дату 27 января – Международный день памяти жертв Холокоста. Приуроченная к освобождению Красной армией лагеря смерти Аушвиц (Освенцим), эта дата начиная с 2016 года неизменно присутствовала в календаре. Что давало возможность образовательным учреждениям проводить внеклассные мероприятия и уроки по непростой теме Холокоста, которая хоть и присутствует на страницах учебников, но требует специального разговора. В том числе – о подвиге Красной армии, спасшей народы Европы.

Именно Тиханкина, работая завучем одной из школ Вологды, инициировала общероссийский поисковый проект «Освободители». Он позволил установить биографии и собрать личные документы представителей 32 национальностей нашей страны, участвовавших в освобождении и лечении узников Аушвица. Среди спасенных – отец Анны Франк, а также знаменитый писатель Примо Леви. А командиром полка, освободившим Аушвиц-Биркенау, был мусульманин – дагестанец Магомед Танкаев.

Подготовленная на основе собранных школьниками и архивных документов передвижная выставка была показана в большинстве регионов России. При поддержке МИД РФ и Россотрудничества, она экспонировалась в 15 странах мира на четырех континентах, в том числе – в ООН, ЮНЕСКО, Совете Европы, ОБСЕ. А электронная версия выставки в ходе Недели памяти, проводимой Федеральным агентством по делам национальностей, Российским еврейским конгрессом и центром «Холокост», в январе этого года была предоставлена в учебных заведениях 82 регионов России.

Неудивительно, что новость об изъятии столь знаменательной даты не оставила равнодушными участников конференции. Академик РАО, член президентского Совета по правам человека Александр Асмолов немедленно связался с руководством Минпроса. Комиссия СПЧ под председательством Николая Сванидзе выступила с заявлением, член СПЧ Александр Брод опубликовал открытое письмо министру просвещения.

К сожалению, некоторые новостные статьи в СМИ об этих документах вышли под броскими заголовками об изъятии темы Холокоста из школьной программы. Что позволило чиновникам Минпроса в опубликованном 1 декабря заявлении виртуозно уйти от ответа на вопросы: почему даты нет в календаре и вернут ли ее? Именно в этом и была суть обращений СПЧ, а не в содержании школьного курса и учебников истории, где тема Холокоста действительно отражена.

Так почему же дату 27 января изъяли из календаря? Узнав об этом в июне, мы обратились к министру просвещения Сергею Кравцову. В течение нескольких месяцев сотрудники Минпроса убеждали центр «Холокост», что это техническая ошибка. В сентябре мы повторно обратились в Министерство просвещения с просьбой дать официальный ответ. Он последовал в октябре. В письме сообщалось, что в нашей стране есть День памяти 22 июня и появилась новая дата – 19 апреля, День памяти геноцида советского народа. По мнению министерства, этого достаточно для того, чтобы почтить память всех жертв нацизма.

Подобная трактовка нацистской политики на оккупированной территории СССР заслуживает отдельной дискуссии. В России в последние два года активизировалась тенденция называть воинские преступления и преступления против человечности – именно так они были квалифицированы Нюрнбергским трибуналом – «геноцидом советского народа». Трактовка этого термина по принципу гражданства, а не этнической принадлежности жертв, на наш взгляд, полностью выхолащивает его содержание.

Не случайно в методических рекомендациях, которые получили органы образования весной этого года по проведению единых уроков 19 апреля, говорилось о том, что геноцид советского народа нацисты и их пособники проводили независимо от национальной и этнической принадлежности мирных жителей. Не возвращаемся ли мы к идеологеме, что не евреи, а «мирные советские граждане» были казнены в Бабьем Яру и бесчисленных ярах на всей оккупированной территории?

Бесспорно, что именно на территории СССР проводился самый жестокий террор оккупантов и их пособников. Более 8 млн мирных жителей – граждан Советского Союза (в том числе не менее 2,6 млн евреев) были физически уничтожены, а несколько миллионов умерли от голода, болезней, изнурительного принудительного труда. Но по этническому признаку убивали лишь евреев и цыган.

В чем еще, с моей точки зрения, опасность исключения Международного дня памяти жертв Холокоста из календаря образовательных событий? В январе 2021 года профессор Матвеев, выступая перед учителями Ленинградской области, объявил, что Холокост – это миф и отмечать эту дату в российских школах совсем необязательно. Реакция последовала незамедлительно – Матвеева уволили, возбуждено уголовное дело, осуждение подобных взглядов получило широкую общественную поддержку.

В связи с этим очень странно, что Министерство просвещения официально лишает наших педагогов возможности проводить мемориальные мероприятия в своих учебных заведениях. Речь идет о специальных уроках, исследовательских проектах, обсуждении документальных фильмов, рассказах о праведниках народов мира и воинах-освободителях, которые родились или жили в данном регионе.

Этот досадный инцидент заставляет нас в очередной раз задать вопрос: почему до сих пор в нашей стране нет официального Дня памяти жертв Холокоста и воинов-освободителей? Ведь именно Россия была одной из пяти стран – инициаторов введения Генеральной Ассамблеей ООН Международного дня памяти жертв Холокоста. И более 30 стран мира, включая Украину, Эстонию и даже Албанию, решением своих парламентов его официально отмечают. И это единственная дата, кроме 9 Мая, когда мир вспоминает подвиг Красной армии. 

Независимая газета

Похожие статьи