В Москве завершилась 22-я Российская международная выставка-ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction.
В гигантском атриуме старинного Гостиного двора книги еврейских авторов и на еврейскую тему (или и то и другое вместе) были представлены весьма широко. Был даже отдельный павильон Еврейского музея и Центра толерантности. Так что нам пришлось изрядно потрудиться, прежде чем мы смогли выбрать для вас чтение самое разнообразное и, быть может, даже и лучшее. Во всяком случае, точно на любой вкус. Почитаем на досуге?..
Обдумывающим житье
Тем, кто имеет ни с чем не сравнимое счастье лишь вступать в этот интересный и многообразный мир, стоит почитать книгу Энн Юнгман «Франк Н. Штейн и большой мусорный монстр». Еще бы! Тут и фантастика, и посмеяться тоже есть где — и даже немало — но, самое главное, глубокий жизнеутверждающий императив совсем не тривиальной поучительной истории, рожденной фантазией немецкой еврейки (родители писательницы когда-то бежали из Германии), выросшей в Англии. Где, между прочим, книги Энн Юнгман пользуются сегодня огромной популярностью и выходят весьма немалыми тиражами. Ну а наша детвора?..
Тем, кто успел подрасти
Да, собственно говоря, это для нас с вами… ведь, кто из нас не захлебывался когда-то от смеха — нет, от гомерического хохота, читая «Денискины рассказы» Виктора Драгунского. О, когда-то это было одна из самых популярных книг советского пионера, это была классика детской литературы эпохи Оттепели. Но с тех пор прошло… ой, как же много лет прошло с тех самых пор, сколько, как говорится, воды утекло, и даже и сам герой «Денискиных рассказов» с тех заветных пор стал совсем уже взрослым. И даже уже и сам пишет прозу, причем самую разную. Вы читали?.. Нет?! Так пора уже. Точно пора!
«Обманщики!» — это прекрасный язык, искрометные, до невозможности живые и попросту душевные, диалоги и совершенно невероятные парадоксалистские ситуации, в которые поверить порой и трудно, но… чего не сделаешь ради настоящего таланта — такого, как у Дениса Драгунского. Да-да, того самого Дениски… Бывает же такое!..
Еще как бывает!
Когда перед нами книга Дины Рубиной. Можно сказать без преувеличения — современного классика и самого знаменитого еврейского автора, рожденного на просторах СССР. Новая книга, представленная на Non/fiction, посвящена доктору-психиатру по фамилии Гуревич. «Маньяк Гуревич» — это, как всегда у Дины Рубиной, фантастичски подробно прорисованные характеры, это непостижимые совершенно повороты сюжета, из-за чего даже так часто кажется, что читаешь триллер, и это история судьбы человека, который собрался стать эмигрантом. А эмиграция — это непросто. И Дина Рубина не поет ей гимны. Никак не поет. Никогда. Как, впрочем, и «совку», в котором выросла, — тому, с дефицитом и хамкой-продавщицей в продмаге. Бог весть, снимут ли где-нибудь кино про доктора Гуревича. По книгам Дины Рубиной снимают часто — и часто неплохо. И про маньяка Гуревича тоже стоит снять. Точно стоит. Такая фактура…
Мандельштам-факт
Автор своеобразной биографии великого русского поэта, вышедшей в юбилейный мандельштамовский год (130 лет со дня рождения), отчаянно-нешуточно претендует на оригинальность… ну а кто запрещает? Выпестованный великой научной цитаделью Европы — Тартусским университетом — маэстро Морев сегодня один из заслуженных столпов литературоведения русского авангарда. Он делает открытия — пусть и не всегда безусловные — и смело полемизирует с Надеждой Яковлевной Мандельштам, оставившей более чем интересные и знаменитые на весь мир, но весьма субъективные и спорные мемуары о своем муже, тотчас же после их выхода (на Западе, разумеется, в СССР они расходились в самиздате) ставшие сенсацией. Будучи подлинным нонконформистом, Глеб Морев не боится быть первопроходцем — и по части нового жизнеописания поэта Мандельштама уже вовсю ломают копья скромные литературные знатоки и знатные окололитературные дилетанты. Как всегда…
Как всегда…
…Были и те, кто лично представил свои книги. Например, знаменитый Михаил Левитин, что успел войти в историю современной культуры, как гуру импровизации, которую он вполне справедливо решил все же наконец записать и сдать… по счастью, не в архив, а в набор, после чего, вместе с рассказами режиссера, писателя и худрука театра «Эрмитаж», они и вышли долгожданной книгой. «Невероятная легкость и ужасное любопытство» — чтение не просто приятное, но еще и, ах, по своему духу, стало быть, старомодное, не без, как говорится, «эдакого флера» — эдакого «старорежимного»… Так что, если вы все еще легкомысленно не обзавелись камином, ну так читайте хотя бы под абажуром. Уж он-то у вас есть…