| Стюарт Вайс
Стюарт Вайс

Что евреи думают о загробной жизни?

Что евреи думают о загробной жизни?
Солнце пробивается сквозь облака над горами в районе города Чэнду, Китай Фото: Томер Цадок

Выдающийся израильский политик Йосеф Бург (1909-1999), занимавший пост министра по делам религии, придумал фразу «Мидвар секер тирхак» — «держись подальше от опросов» (намек на заповедь Торы «Мидвар шекер тирхак» — «держись подальше от лжи»). Но недавно появился довольно интересный опрос, который заинтересовал меня и заслуживает изучения.

Исследовательский центр Pew Research Center сообщает, что большинство взрослых американцев — 73% опрошенных — утверждают, что верят в рай. Большинство (62%) также верит и в ад. Четверть опрошенных не верят ни в рай, ни в ад, и только каждый шестой американец не верит ни в какую загробную жизнь. Религия, очевидно, играет большую роль в том, во что человек верит или не верит, и поэтому неудивительно, что только 3% атеистов верят в существование загробного мира, в отличие от 96% евангелистов, которые уверены, что будут жить дальше.

А что касается нас, евреев? Менее половины американских евреев верит в существование рая или ада; это не удивительно, поскольку эта половина также не верит в высшие силы или духовные силы любого рода (ортодоксальные евреи, как вы уже догадались, являются полным исключением; целых 93% из них уверены, что библейский Бог — это определенная реальность). Если вас это утешит, вы будете рады узнать, что, хотя Бог и небеса не заняли столь высокого места, 8 из 10 евреев говорят, что им нравится есть или готовить традиционную еврейскую пищу (хотя и не обязательно соблюдать при этом кошерность).

Поэтому я решил сказать несколько слов о том, как еврейская традиция смотрит на загробный мир. Во-первых, за исключением некоторых каббалистических текстов, в Танахе (Библии) практически нет упоминания или описания небес. Однако есть несколько довольно очевидных намеков. Например, нам говорят, что после смерти Яаков был «собран к своему народу». Это означает, что он воссоединился со своими предками в другом месте, повторяя утверждение книги «Зоар» о том, что когда мы умрем, все наши близкие придут встретить и проводить нас. Нам также сказано (Малахия 3:23), что пророк Элиягу однажды вернется, чтобы возвестить о приходе Машиаха. Откуда, собственно, он вернется, если нет загробной жизни?

Талмуд говорит о загробной жизни несколько более определенно. Мишна в трактате «Санхедрин» уверяет нас, что «весь Израиль имеет долю в олам а-ба, мире грядущем». (Это, кстати, не означает, что рай предназначен исключительно для евреев; все люди, соблюдающие основные законы цивилизованности и морали, также получат туда вход). А «Пиркей Авот» (4:21) напоминает нам, что «этот мир — лишь вход, ведущий в мир иной; приготовьтесь здесь, чтобы войти в пиршественный зал».

По сути, раввины утверждают, что существует четыре фазы существования. Первая — это олам а-зе (этот мир), где мы сейчас находимся. Он, по сути, конечен и длится не более 120 лет — хотя возможность реинкарнации, прежде всего для завершения нашей жизненной миссии, которая осталась неоконченной, также является подлинной еврейской идеей.

Вторая фаза — олам а-ба, или Ган Эден (небеса или рай). Это может быть духовный рай, где мы испытываем непреодолимую близость к Богу, или, по некоторым мнениям, своего рода «зона ожидания» для наших душ перед окончательным переустройством Вселенной.

Следующая фаза - имот а-Машиах, эпоха Мессии. Она наступит в действительном мире, когда человечество претерпит радикальные изменения к лучшему. Прекратятся нищета, войны и насилие, наступит процветание, весь еврейский народ вернется в Эрец Исраэль, а знание о едином Боге «потечет как река» по всей земле. Традиционно считается, что эта эпоха искупления будет сосредоточена на одном смертном человеке, но другие считают, что это общий процесс, который начнется с установления суверенитета над нашей собственной землей.

Последний этап — тхият а-мейтим, воскрешение мертвых. Хотя это практически невозможно постичь, и возникает множество вопросов (вернемся ли мы в своих телах? В каком возрасте? Если мы были женаты несколько раз, с кем мы воссоединимся?), Маймонид говорит, что верующий еврей должен принять этот постулат с полной верой. А пророк Йехезкель ярко предсказывает, что Бог «откроет могилы ваши, поднимет вас из них и вернет вас в Израиль». Книга пророка Даниэля подтверждает это: «Многие из спящих в прахе земном пробудятся, одни для жизни вечной, другие для поношения... и мудрецы будут сиять, как светлое небо, и те, кто ведет многих к праведности, будут как звезды во веки веков».

Раввины полагают, что о рае сказано мало по двум основным причинам. Во-первых, то, что там будет происходить, непостижимо для нас в нашем земном состоянии; это как язык, который мы не понимаем. Во-вторых, нам не следует зацикливаться на том, что ожидает нас в конце дней, а лучше сосредоточиться на работе, которую мы должны делать в этом мире. «Не будь подобным слуге, который служит своему господину только ради награды», — учат нас. Мы должны действовать из внутреннего чувства доброты, любви и сострадания — в подражание Богу — без каких-либо планов или скрытых мотивов.

Тем не менее, знание того, что когда-нибудь «весы уравновесятся» в этом или будущем мире, что справедливость в конечном итоге должна восторжествовать, помогает нам сохранить веру в Бога и побуждает нас противостоять суровым испытаниям, которые бросает нам этот мир. Небеса, таким образом, — это место, где все имеет смысл и где разрешаются все наши вопросы и конфликты. Именно поэтому его также называют олам а-эмет, мир истины.

Одна драматическая история подытоживает это: рабби Йосеф, сын великого мудреца рабби Иегошуа бен Леви, пережил околосмертный опыт — он умер, но вернулся к жизни. Отец спросил его: «Что ты там видел?» Йосеф ответил: «Я видел мир, обратный этому; те, кто здесь наверху, там были внизу, и наоборот». Отец сказал ему: «Сын мой, ты видел исправленный мир».

Наша задача, похоже, состоит в том, чтобы использовать все наши силы и возможности для раскрытия нашего потенциала в этом мире — внести свой вклад в строительстве «рая на земле». Искупление придет, но мы не должны недооценивать нашу способность ускорить его приход. А пока мы не попали в Эдемский сад, раввины говорят, что есть три вещи, которые являются майайн лам а-ба, проблеском или вкусом того славного грядущего мира: Шаббат, солнечный день и любовь между мужем и женой. Поэтому, если позволяет погода, прогуляйтесь в Шаббат с любимым человеком под солнцем. Это чистый рай.

Jerusalem Post, перевод Якова Скворцова

Похожие статьи