На прошлой неделе я прочитал удивительную историю, но мне было трудно ее переварить, потому что я по понятным причинам был растерян. 19-летняя девушка, Хейли Копс, была выбрана в качестве представителя Израиля на Олимпийских играх в Пекине. Копс и ее партнер прошли квалификацию для участия в соревнованиях по парному катанию на коньках на Олимпийских играх, которые состоятся в феврале следующего года. Эта история была удивительной по двум причинам. Во-первых, пара тренировалась вместе всего три месяца, и они опередили лучших фигуристов мира и прошли отбор на Олимпийские игры. Но это было удивительно и по другой причине. Копс причисляет себя к современно-ортодоксальному направлению иудаизма. Поскольку она ортодоксальна, если соревнования проходят в пятницу вечером, она идет на каток только пешком. В интервью она объяснила, что теперь «для меня нормально соблюдать Шаббат, соблюдать кашрут, и это то, чего я действительно хочу придерживаться».
С одной стороны, некоторые из нас в восторге от того, что кто-то из «наших» добился успеха. Что это значит? Хейли выросла в современной ортодоксальной семье в Вест-Орандже и посещала еврейскую школу под названием «Академия Кушнера». Здесь есть кто-то, кто вырос в нашем более широком современном ортодоксальном сообществе и добился больших успехов, и это инстинктивно вызывает у нас чувство гордости. Также очень вдохновляет тот факт, что человек, который стремится оставаться ортодоксальным евреем, несмотря на трудности, достигает своей олимпийской мечты. В своем сообщении на Facebook ее отец ясно показывает, что он гордится тем, что является современным ортодоксальным евреем. Он пишет, что он и его жена разрешают своим детям заниматься спортом в Шаббат, но никогда не позволят им водить машину или пользоваться телефоном. Он описывает, как во время олимпийского отборочного турнира в Германии им даже удалось установить сукку. В пятницу вечером Хейли вышла на лед для квалификационного катания, пока ее отец произносил традиционное благословение, читаемое в пятницу вечером: «Йесимейх Элоким ке-Сара Ривка Рахель ве-Леа», а его жена читала» Теилим», и они оба понимали, что все в руках Божьих. Гордая современная ортодоксальная еврейка, выросшая в сильно гордой современной ортодоксальной еврейской семье, достигла своей мечты без ущерба для своих современных ортодоксальных ценностей. Учитывая, что, согласно исследованию Pew от 2020 года, 33 процента американских евреев, выросших ортодоксами, не продолжают идентифицировать себя с ортодоксией во взрослом возрасте, есть что-то очень вдохновляющее в этой истории.
В то же время, я думаю, что если бы вы спросили своего местного ортодоксального раввина, является ли катание на коньках подходящим занятием в Шаббат, он, скорее всего, ответил бы отрицательно. Возможно, технического галахического запрета на катание на коньках в Шаббат и нет, но это занятие, скорее всего, попадет в «серую зону» занятий, которые являются «увда д'холь», или будничными занятиями, не соответствующими духу Шаббата. Например, Беати Дойч, чемпионка Израиля по марафонскому бегу среди женщин, не участвует в соревнованиях в Шаббат. Хотя бег, возможно, и не запрещен «технически» в Шаббат, он, по-видимому, также подходит под категорию «увда д'холь». Многие из нас знают о Якове Штайнмеце и Эли Клигмане, двух ортодоксальных еврейских игроках, которые в прошлом году были задрафтованы командами высшей бейсбольной лиги, но эти два бейсболиста занимают разные позиции относительно игры в Шаббат. Штейнмец заявил, что будет играть в бейсбол в Шаббат, но будет ходить пешком на стадион и обратно, а Клигман сказал, что не будет играть в бейсбол в Шаббат.
Легко вдохновиться тем, кто является суперзвездой и мог бы достичь еще большей славы, но отказывается от нее, потому что не будет участвовать в соревнованиях в Шаббат. Но что мы должны делать с теми, кто явно сделал вдохновляющий выбор в отношении норм иудаизма, когда их выбор не соответствует стандартной ортодоксальной практике?
Я думаю, что ответ заключается в том, что есть разница между тем, чтобы вдохновляться чьей-то страстью или приверженностью, и тем, чтобы моделировать их поведение. Обычно, если я рассматриваю кого-то как образец для подражания, меня вдохновляет определенное качество или черта характера, которыми обладает этот человек, и в то же время я склонен сказать, что раз этот человек — мой образец для подражания, то я буду подражать его поведению. Во многих случаях, однако, совершенно законно вдохновляться чертами характера и страстью человека, но в то же время признавать, что некоторые его действия не являются тем, чему мы как общество, будь то американское общество, еврейское общество или ортодоксальное еврейское общество, должны подражать.
Мишна (трактат «Пиркей Авот») утверждает, что мы должны судить о других положительно. Мишна не говорит нам не судить о ком-то плохо; скорее, она утверждает, что мы должны активно судить о других положительно. Мы обязаны иметь «айин това», тренировать наши глаза, чтобы находить хорошие качества в каждом человеке. Давление, оказываемое на олимпийца, направленное на то, чтобы не соблюдать Шаббат вообще, должно быть огромным. Тот факт, что есть люди, которые являются страстными, преданными своему делу ортодоксальными евреями, соблюдающими Шаббат в соответствии с определенным стандартом, заслуживает похвалы. В конце концов, кто знает, стали бы мы следовать этим стандартам, окажись мы в их ситуации?
В то же время нельзя игнорировать тот факт, что соблюдение «серых зон Галахи», таких как Шаббат, является очень сложной задачей для современной ортодоксальной общины. Соблюдение духа Шаббата, как бы это ни определялось, — это не обычай, а твердая галахическая обязанность. Использовать Шаббат как возможность заглянуть внутрь себя, укрепить нашу веру и восстановить связь с семьей, самим собой и Богом — это должно быть нашей целью на протяжении всей недели.
Я считаю себя гордым современным ортодоксальным евреем. В то же время я знаю, что многие современные ортодоксальные евреи, находящиеся под сильным влиянием тенденций светского мира, считают, что это их право — судить о религиозных правилах на основании собственных субъективных ощущений и представлений. Я не согласен с такой оценкой. Я верю в более объективные стандарты, даже в серых областях Галахи. Когда речь идет о Шаббате, решение о том, носить или не носить парадную одежду, заниматься организованным спортом или ходить в бассейн, не должно определяться собственными чувствами и представлениями.
В свете этого я скажу следующее. Меня вдохновляет олимпийский и религиозный путь Хейли. Кроме того, насколько я знаю, возможно, она проконсультировалась с галахическим авторитетом, который постановил, что в ее конкретной ситуации она может участвовать в соревнованиях на коньках в Шаббат. В то же время, я не хочу, чтобы мое одобрение приверженности Хейли и гордости за ее ортодоксальное еврейство было неверно истолковано как согласие с тем, что некоторые из ее шаббатних практик должны быть приняты современной ортодоксальной еврейской общиной. И да, я надеюсь, что она выиграет золотую медаль для государства Израиль на Олимпийских играх. Однако, как современный ортодоксальный еврей, я считаю, что могу принять всю сложность ее поведения: я вдохновлен ее страстью, но в то же время надеюсь и молюсь, чтобы наша современная ортодоксальная община выбрала другой путь в своем повседневном соблюдении Шаббата.
Times of Israel, перевод Ильи Амигуда