Мы все привыкли к понятию «четвертая власть», как называют прессу. Раньше этот термин имел положительную коннотацию, ведь пресса была на стороне «справедливости» и на острие борьбы с коррупцией, тиранией и прочими негативными явлениями нашей жизни. Однако со времени сильные мира сего научились пользоваться этой властью в своих интересах. Так появились медиамагнаты — лица контролирующие значительные (влиятельные) медиаресурсы через медиахолдинги.
Проще говоря, медиамагнаты — это профессиональные бизнесмены, работающие на рынке средств массовой информации. Но они не ставят своей целью повышение эффективности деятельности СМИ, и норма прибыли в отрасли их тоже не слишком волнует. Скорее всего, привлекает их в этом «неприбыльном бизнесе» возможность влиять на решения сильных мира сего. Практически у всех медиахолдингов есть свой параллельный и очень прибыльный бизнес, который и помогает им содержать собственные СМИ. Хотя, порой, отдельные СМИ оказываются очень прибыльными проектами, приносящими огромные дивиденды в виде рекламы, все равно главное в этом бизнесе — влияние на других бизнесменов и, прежде всего, на политиков.
При этом «влияние» это чаще всего означает неприкрытой шантаж. Демагогически используя понятие «свобода слова», медиамагнаты позволяют себе с помощью подручных журналистов держать за горло многих политиков. И самое интересное: в случаях, когда политики поддаются на шантаж и начинают плясать под чужую дудуку, они в итоги и становятся виноватыми при разоблачении. И за примерами далеко ходить не надо.
Вынесение обвинительных заключений бывшему премьер-министру Биньямину Нетаньяху по делам 1000, 2000 и 4000 в январе 2020 года стало в Израиле ключевым событием. Не только из-за Нетаньяху. Правовая система страна уже набралась опыта и хорошо умеет «положить на плаху» голову любого высокопоставленного общественного деятеля, кем бы он ни был.
Однако, как оказалось, не любого политического деятеля правовая система готова призвать к ответу. Почему-то в системе произошёл сбой, когда потребовалось осудить подсудимых № 2 и №4, то есть Шауля и Ирис Алович, бывших владельцев компании «Безек» и интернет-портала Walla!, и Арнона (Нони) Мозеса, владельца и ответственного редактор концерна «Едиот Ахронот», сайта Ynet и газеты «Калькалист».
Ни для кого не секрет, что пресса играет очень значимую роль в общественной жизни Израиля, особенно в политике. На выборах в Кнессет, чаще всего побеждает тот кандидат, на стороне которого центральные СМИ. Именно по следам публикаций в СМИ начинаются, чаще всего, полицейские расследования и проверки государственного контролера, посвященные деятельность той или иной организации или политического деятеля.
Эту истину еще на заре своей карьеры очень хорошо осознал Биньямин Нетаньяху, которого в тот период неоднократно «мочили» в СМИ. При этом, по мнению многих, большинство израильских СМИ всегда поддерживало главным образом левый лагерь, то есть противников Нетаньяху. И одним из таких «мочил» был Арнон (Нони) Мозес — контролирующий владелец и председатель правления группы «Едиот Ахронот», издатель одноименной ежедневной газеты.
На протяжении всего «правления» у Мозеса неоднократно возникали конфликты с его журналистами и редакторами, появлялись материалы о том, что он использует газету в качестве источника политического давления и для продвижения личных интересов. По словам журналистов, газета и веб-сайт содержали чередующиеся «черные» и «белые» списки общественных деятелей в соответствии с деловыми интересами группы Мозеса, и его система позаботилась о том, чтобы увеличить число негативных упоминаний тех, кто внесен в черный список и увеличить число положительных упоминаний тех, кто находится в белом списке. Мозес лично участвовал в определении линии поведения в отношениях с политиками.
В свое время, представляя, в основном, интересы левых кругов, Мозес «держал» Нетаньяху в основном в «черных списках». И это противостояние еще усилилось, когда Нетаньяху уговорил американского миллиардера Шелдона Адельсона начать издавать в Израиле бесплатную газету «Исраэль а-йом» («Израиль сегодня»).
«Израиль сегодня» — бесплатная ежедневная газета на иврите, выходящая с 30 июля 2007 года. Сегодня ежедневный тираж газеты составляет 255 тыс. экземпляров, причём почти 155 тыс. распространяется в местах скопления населения (улицы, автобусные остановки и железнодорожные станции, больницы, торговые центры и т. п.), а 100 тыс. экземпляров распространяются по домам. Во время избирательной кампании 2009 г. «Исраэль а-йом» опубликовала только одну статью против «Ликуда» и Нетаньяху и десятки — направленные против партии «Кадима» и её лидера Эхуда Ольмерта.
Бесплатная «Исраэль а-йом» сильно ударила по прибылям «Едиот ахронот» и практически добила газету «Маарив». В 2014 году «Маарив» была продана бизнесмену Эли Азури, владельцу контрольного пакета акций «Джерузалем пост», всего за 4 млн шекелей. А ведь ранее Заки Равив купил эту газету за 140 млн. При этом газету «Макор Ришон» и портал NRG купил владелец газеты «Исраэль а-йом» Шелдон Адельсон.
Вот с этой газетой и вел борьбу Арнон Мозес. В итоге, по данным следствия, Арнон Мозес сам первый вступил в переговоры с Нетаньяху о сделке. Глава концерна «Едиот Ахронот» предлагал отказаться от нападок на Нетаньяху в принадлежащих ему СМИ взамен на согласие главы правительства поддержать законопроект, запрещающий бесплатное распространение газеты «Исраэль а-йом».
Сообщалось, что Мозес готов был гарантировать главе правительства свою всестороннюю поддержку и даже взять на работу некоторое число журналистов, имена которых назовет Нетаньяху. По сообщению «Гаарец», Мозес сказал Нетаньяху: «Если мы договоримся о законе “Исраэль а-Йом”, я сделаю все от меня зависящее, чтобы ты оставался на своем посту столько времени, сколько захочешь». 10-й канал ИТВ утверждал также, что в ходе бесед между Нетаньяху и Мозесом обсуждалась возможность ограничить количество рекламы, публикующейся на страницах «Исраэль а-йом», которая считается изданием, контролируемым главой правительства.
Кстати, беседы между Мозесом и Нетаньяху были записаны на диктофон Ари Хэро, бывшим главой канцелярии Биби. По версии главы правительства, беседы были записаны, чтобы иметь доказательства противозаконных действий со стороны владельца «Едиот Ахронот». То есть, Нетаньяху точно понимал, что его шантажируют, и хотел себя обезопасить. Но вышло как всегда наоборот. Сегодня ему предъявляют обвинение («Дело 2000») в том, что он якобы сам попросил издателя газеты «Едиот ахронот» освещать деятельность израильских властей в позитивном ключе — в обмен на помощь в обуздании прямых конкурентов газеты.
Самое интересное, что генеральный прокурор Авихай Мандельблит открыл коррупционное дело против Мозеса за год до открытия дела против Нетаньяху. Но почему на всем протяжении расследования и до настоящего момента, вплоть до подписания загадочной досудебной сделки, политическая система замалчивала обнаруженные факты, касающиеся поведения Мозеса и концерна «Едиот Ахронот»? Есть немало желающих быть на стороне Нони Мозеса — в СМИ, в политике и, может быть, даже в прокуратуре.
В то время как практически все сегодня обсуждают досудебную сделку с Нетаньяху, где ему «предлагают» уйти из политики на семь лет, а взамен не сажать в тюрьму, никто особого внимания не обращает на вторую сделку прокуратуры — с Мозесом. Тот готов признать вину при условии, что прокуратура напишет черным по белому: хотя он предлагал Нетаньяху взятку в виде позитивного освещения, он не собирался реализовывать свои обещания. То есть, он признается, что мало того, что он шантажировал, он еще и лгал шантажируемому, так как не собирался выполнять свои обещания.
В рамках «Дела 4000» расследовались контакты Нетаньяху с владельцем компании «Безек» и сайта Walla! Шаулем Аловичем в 2012–2017 годах. По версии следствия, Нетаньяху получил позитивное освещение на сайте Walla! в обмен на услуги Аловичу, общая стоимость которых оценивается почти в миллиард шекелей.
В апреле 2010 года Шауль Алович приобрел компанию «Безек» у группы «Apex-Saban-Arkin Group» через «Евроком». С целью приобретения он продал свою долю в «Smile 012» и взял кредит в размере 5 миллиардов шекелей. В марте 2015 года компания «Безек» также приобрела компанию «Уes» (спутниковое многоканальное телевиденье), в рамках сделки за 680 миллионов шекелей наличными.
Вот проблемы с кредитами, а также с Министерством связи Израиля, по поводу получения различного рода разрешений и лицензий для его медиаимперии и подтолкнули Шауля Аловича, прямо как в гангстерских фильмах, сделать такое предложение Нетаньяху, от которого тот не смог отказаться. А именно: гарантировать ему публикации на сайте Walla!, представляющие (как сказано в материале следствия) «в определенном свете» (исключительно положительном) Биньямина Нетаньяху, его супругу и детей. В принципе , хоть сегодня Шауль Алович и проходит как подозреваемый по «Делу 4000», основные его проблемы связаны уже не с Нетаньяху, а с его личным бизнесом и злоупотреблениями. Еще в 2017 году Управление по ценным бумагам провело обыск в частном доме Аловича и в офисах «Безек». Расследование было проведено по подозрению в мошенничестве и злоупотреблении доверием в деле «Безек» и рамках изучения его связей с Министерством связи. 13 июля Алович был помещен под домашний арест на девять суток по требованию Управления по ценным бумагам. 18 февраля 2018 года он был арестован полицией, и его содержание под стражей было продлено на пять суток в рамках расследования дела. Вместе с ним были арестованы его жена и сын, Ирис и Ор Алович.
В ходе расследования Алович объявил о своем уходе с поста председателя совета директоров «Безека», отчасти после ареста руководителей компании. В декабре 2018 года полиция обнародовала свою позицию о том, что в отношении Шауля Аловича сформирована доказательная база по фактам совершения преступлений, связанных со взяточничеством, воспрепятствованием расследованию, сообщением о правонарушениях по Закону о ценных бумагах и правонарушениях по Закону о борьбе с отмыванием денег. Но все это к «Делу 4000» никакого отношения не имеет.
То есть и в данном случаи инициатором переговоров был не Биньямин Нетаньяху. Но он понимал, что на этой площадке он слишком слаб, и если газетная мафия делает тебе предложение, себе дороже от них отказываться. Кстати эту истину в Израиле уже давно усвоило большинство политиков. Ведь ни для кого не секрет: чтобы ходить в «любимчиках» у прессы, министры порой прямо с закрытых заседаний правительства сливали информацию в контролирующие их СМИ. Дошло до того, что теперь при входе в зал заседания министров просят сдать свои телефоны. Так кто же кого контролирует и кто кого шантажирует?
Дела 2000 и 4000, большинство пунктов которых касаются отношений Нетаньяху со СМИ, могли бы стать ключевыми, раз и навсегда проясняющими серьезную опасность ненадлежащих отношений между капиталом, властями и прессой. Но на данный момент именно по делу, в котором есть стопроцентные улики, генеральный прокурор вот-вот закроет сомнительную сделку, которая позволит этой порочной практике продолжать распространяться.