| Эндрю Лёви
Эндрю Лёви

На Западном берегу нет апартеида

На Западном берегу нет апартеида
Депутаты Усама Саади (Объединенный список) и Итамар Бен-Гвир («Религиозный сионизм») спорят во время мероприятия в Кнессете под названием «54 года спустя: От оккупации к апартеиду», 22 июня 2021 года. Фото: Yonatan Sindel/Flash90

Один из самых коварных видов лжи, распространяемых в отношении еврейского государства, состоит в том, что Израиль якобы практикует апартеид на Западном берегу. Так, писатель Давид Гроссман грубо исказил реальность, когда повторил ложь о том, что Израиль виновен в апартеиде на Западном берегу. На самом деле, политика, которую Израиль проводит на Западном берегу, не является апартеидом.

Согласно международному праву, апартеид включен в список преступлений против человечности в соответствии со статьей 7 Римского статута и определен в пункте 2(h) этой статьи как систематическое угнетение и господство одной расовой группы над любой другой расовой группой или группами.

Термин «апартеид» происходит из языка африкаанс, в котором означает «обособленность», и описывает институционализированную расистскую политику, проводившуюся в ЮАР в 1948-1994 годах, когда белое меньшинство страны законодательно закрепило свое господство над небелым большинством во всех сферах жизни общества. Израиль не внедрил подобную систему на Западном берегу.

Распространено обвинение в адрес Израиля, согласно которому применение двух различных юридических систем, когда военное право применяется к палестинцам на Западном берегу, а израильское гражданское право — к израильтянам, свидетельствует об апартеиде. Однако важно отметить, что палестинцы Западного берега не являются гражданами Израиля и не должны руководствоваться израильским законодательством. В 1990-х годах Израиль и палестинские лидеры заключили двусторонние соглашения: Декларацию принципов 1993 года и Временное соглашение 1995 года, которые стали известны как Соглашения Осло.

В соответствии с Соглашениями Осло, обе стороны согласились разделить Западный берег на три отдельные территории: Зоны А, В и С. Зоны А и В находятся под управлением гражданской администрации Палестинской автономии. В этих двух зонах проживает 98% палестинского населения Западного берега. Следовательно, власти Палестинской автономии управляют почти всеми палестинцами на Западном берегу и несут ответственность за все административные обязательства над ними, такие как охрана порядка, налоги, образование, деятельность муниципалитетов и судов и др. Зона С находится под управлением Израиля. Хотя контроль Израиля над Западным берегом не соответствует традиционному международному определению оккупации, Израиль решил соблюдать гуманитарные положения четвертой Женевской конвенции.

Поэтому, следуя статье 66 четвертой Женевской конвенции, Израиль учредил военные суды в зоне С. Израилю было бы запрещено применять свою собственную гражданскую правовую систему к палестинцам Западного берега, следуя статье 43 Гаагских конвенций. Следовательно, согласно международному праву, Израиль обязан рассматривать дела палестинцев, совершивших преступления на Западном берегу, в военных судах, а не в израильских гражданских судах, поскольку они не являются гражданами Израиля.

Критики Израиля также утверждают, что израильский барьер безопасности представляет собой стену апартеида, которая предназначена для сегрегации палестинцев и выгодна израильтянам-евреям. Аналогично, эти критики утверждают, что такие меры, как контрольно-пропускные пункты и переходы, а также объездные дороги, ограничивают свободу передвижения палестинцев и являются проявлениями апартеида.

Однако эти меры безопасности были введены не для поддержания режима, в котором одна расовая или этническая группа доминирует над другой, а для защиты жизни граждан Израиля. В 2000 году палестинское руководство начало Вторую интифаду, которая привела к жестоким террористическим атакам, в результате которых погибло около 1000 израильтян и еще 7000 получили ранения. Только в 2002 году в результате террористических атак погибло более 450 израильтян.

До строительства забора в 2002 году не существовало никаких естественных или искусственных барьеров, которые могли бы пресечь попытки боевиков проникнуть на контролируемую Израилем территорию. Барьер безопасности оказался чрезвычайно эффективным методом предотвращения террористических атак, поскольку число погибших в результате террористических актов, совершенных на Западном берегу, сократилось более чем на 90%. Рамадан Шалах, бывший глава палестинской террористической группировки «Исламский джихад», заявил, что барьер безопасности мешает им совершать теракты, и что если бы его не было, ситуация была бы совершенно иной. Барьер безопасности не является постоянной мерой, и Израиль позволяет палестинцам подавать судебные иски об изменении его траектории и выигрывать их. Например, Израиль отодвинул барьер от деревень Бильин, Аззун, Неби-Алиас и других.

В то же время Израиль увеличил количество контрольно-пропускных пунктов на границе с автономией, что сыграло важную роль в предотвращении терроризма. Эти КПП сохраняют важное значение для безопасности Израиля. Например, в 2012 году Израиль предотвратил 435 попыток контрабанды оружия через КПП. Контрольно-пропускные пункты действуют на границе между территориями, подконтрольными Израилю и палестинцам. Они схожи с проверками безопасности в аэропортах и на иностранных пограничных переходах. КПП для предотвращения терроризма вполне совместимы с правом палестинцев на свободу передвижения. Например, в 2013 году на всех контрольно-пропускных пунктах было зарегистрировано около 11 миллионов въездов. Кроме того, на Западном берегу есть дороги, соединяющие палестинские города, где палестинцам не приходится сталкиваться ни с одним контрольно-пропускным пунктом.

Эти обстоятельства показывают, почему обвинение в апартеиде является откровенно ложным и используется только для делегитимации Израиля. Именно поэтому бывший судья Конституционного суда ЮАР Ричард Голдстоун, которого Нельсон Мандела попросил помочь в выходе из режима апартеида, сказал: «Те, кто смешивает ситуации в Израиле и на Западном берегу и сравнивает обе страны со старой Южной Африкой, оказывают плохую услугу всем, кто надеется на справедливость и мир».

Jerusalem Post, перевод Якова Скворцова

Похожие статьи