| Невилл Теллер
Невилл Теллер

Израиль в Африке

Израиль в Африке
Биньямин Нетаньяху и президент Чада Идрис Деби

Сегодня Израиль занимает довольно двусмысленную позицию в отношении стран Африки. Этот вопрос не может быть решен до 2023 года.

Проблема связана с Африканским союзом (АС), который появился в 2002 году вместо неэффективной Организации африканского единства (ОАЕ), основанной в 1963 году. Израиль, который за свою историю установил партнерские отношения с десятками африканских государств, получил статус наблюдателя в ОАЕ. Однако, когда был создан Африканский союз, ливийский лидер Муаммар Каддафи взял на себя инициативу и убедил его членов лишить Израиль статуса наблюдателя.

После этого Израиль несколько раз пытался восстановить свой статус, но его усилия постоянно срывались группой стран во главе с ЮАР. Наконец, израильская дипломатия одержала победу. 22 июля председатель комиссии АС Мусса Факи Махамат объявил, что Израиль будет принят в Африканский союз в качестве государства-наблюдателя.

Однако решение Факи не положило конец проблеме. Ряд членов, включая палестинцев, которые уже несколько лет пользуются статусом наблюдателя в АС, возразили на том основании, что этот вопрос не был поставлен на голосование. Несколько стран, во главе с ЮАР и Алжиром, начали лоббировать  отмену решения и добиваться общего голосования на ежегодном саммите АС в Аддис-Абебе.

В коммюнике, оправдывающем его действия, Факи отметил, что, предоставляя Израилю статус наблюдателя, он действовал полностью в рамках полномочий, предоставленных ему в соответствии с критериями, определяющими его должность. Более того, он сказал, что его решение было «принято на основе признания Израиля и восстановления дипломатических отношений с ним большинством, превышающим две трети государств-членов АС, и по выраженной просьбе многих из этих государств». На самом деле, только 11 членов АС из 54 не имеют полноценных отношений с Израилем, и из этих 11 часть имеют различные соглашения или договоренности с ним.

Этот вопрос был включен в повестку дня саммита АС 2022 года, но попытка убедить его членов отменить решение Факи была сорвана, когда вновь избранный председатель АС, президент Сенегала Маки Салл, приостановил дебаты, позже объявив, что будет создан специальный комитет для решения этого вопроса. «Он будет состоять из восьми глав государств и правительств, — сказал он, — и представит свои рекомендации на следующем саммите». Наряду с ЮАР и Алжиром, в комитет войдут Руанда, Камерун, Нигерия и Демократическая Республика Конго, а следующий саммит запланирован на начало 2023 года.

Внешнеполитическая стратегия, связанная с первым премьер-министром Израиля Давидом Бен-Гурионом, получила название «Альянс периферии». Израиль должен был создать тесные стратегические союзы с неарабскими мусульманскими государствами, чтобы противостоять тогдашнему единому противодействию арабских государств самому существованию Израиля.

Преследуя эту цель, сменявшие друг друга израильские правительства установили рабочие отношения с рядом государств, таких как новые независимые мусульманские государства Центральной Азии, например, Казахстан и Таджикистан. Кроме того, были установлены отношения с африканскими государствами, такими как Эфиопия и Нигерия.

Став премьер-министром, Биньямин Нетаньяху приступил к применению обновленной версии доктрины периферии в континентальной Африке, обойдя, казалось бы, безнадежный случай Южной Африки. 4 июля 2016 года Нетаньяху приземлился в Уганде в рамках пятидневной поездки по четырем странам континента, включая Кению, Руанду и Эфиопию. Его сопровождали около 80 бизнесменов из более чем 50 израильских компаний, чтобы помочь наладить новые коммерческие связи с африканскими компаниями и правительствами.

В Уганде, в аэропорту «Энтеббе», состоялась официальная церемония, посвященная 40-летию со дня дерзкого рейда израильских коммандос по освобождению заложников, удерживавшихся в плену диктатором Иди Амином. Затем Нетаньяху принял участие в израильско-кенийском экономическом форуме, где обсуждались такие вопросы, как сельское хозяйство, водные ресурсы, коммуникации и безопасность. Позже лидеры семи государств Восточной Африки (Уганда, Кения, Руанда, Южный Судан, Эфиопия, Замбия и Танзания) сели за стол переговоров с Нетаньяху, чтобы обсудить возможности расширения сотрудничества с Израилем в области киберобороны, энергетики, сельского хозяйства, торговли, дипломатии и смежных вопросов. Чтобы оживить дискуссию, Нетаньяху смог положить на стол пакет финансовой помощи в размере 50 миллионов шекелей (13 миллионов долларов), одобренный израильским правительством на предыдущей неделе.

В следующем году Нетаньяху посетил Либерию, чтобы выступить перед 15 странами-членами Экономического сообщества западноафриканских государств. Он став первым неафриканским лидером, сделавшим это. Он призвал к политической поддержке в обмен на экономическую помощь и техническое содействие в таких секторах, как сельское хозяйство, водные ресурсы, энергетика и здравоохранение. Кроме того, он лоббировал статус наблюдателя Африканского союза.

В последнее время Израиль стал активно продвигаться и в Северную Африку. В 2019 году он восстановил отношения с Чадом, которые были разорваны в 1972 году. Махамат — выходец из Чада. Кроме того, Израиль нормализовал отношения с Марокко и Суданом в рамках Авраамских соглашений. К сожалению, сделка, которая обеспечила согласие Марокко на нормализацию отношений с Израилем, создала врага в Алжире. Президент США Дональд Трамп признал суверенитет Марокко над Западной Сахарой, которую Алжир, наряду с АС, считает независимым государством, а ее народ — имеющим право на самоопределение.

Благодаря усилиям израильских правительств на протяжении многих лет, и в особенности Нетаньяху на посту премьер-министра, Израиль установил глубокие, прочные и эффективные отношения с большинством стран-членов АС. При этом почти все они, друзья или враги, также поддерживают цель палестинцев — создание независимого государства. Авраамские соглашения доказывают, что нормализация отношений с Израилем не является несовместимой с поддержкой палестинских устремлений. Когда дело дойдет до голосования, займут ли члены АС такую же позицию?

Jerusalem Post, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи