| Юрий Бочаров
Юрий Бочаров

Как антироссийские санкции повлияют на израильскую экономику

Как антироссийские санкции повлияют на израильскую экономику

В последние годы февраль — плохой месяц для глобальной экономики. В феврале 2020 года началась пандемия коронавируса COVID-19 , которая фактически прервала на пару лет нормальную жизнь. Прошло всего два года, и 24 февраля 2022 года мировую экономику, только начавшую восстанавливаться от пандемии, потряс новый удар: эмбарго, санкции и энергетический кризис.

В связи с санкциями и возможным дефицитом энергоносителей в будущем, цены на газ в Европе побили все мыслимые высоты, а вызванный этим  энергетический кризис взвинтил цены на нефть. Уже сегодня практически на всех бензоколонках мира, в том числе и в Израиле, цены на бензин поползли в верх. Запрет на прием российских самолетов и закрытие в связи этим неба над Россией для всех недружественных странах привело к резкому повышению цен на авиабилеты, а главное — на воздушные грузоперевозки. А закрытие транспортных путей из Китая в Европу через Россию в ближайшем будущем поднимет цены не только на продукты питания, но и на весь ширпотреб.

Поскольку Израиль пока не присоединился (и вряд ли присоединится) к антироссийским санкциям, аэропорт «Бен-Гурион» имеет неплохие шансы стать связующим узлом между Россией и странами Запада, наряду с транспортными хабами Турции и ОАЭ. Однако это вряд ли снизит стоимость билетов, так как авиакомпании не упустят возможности поправить свой бюджет, поисчерпавшийся за период ограничений, вызванных коронавирусом.

Помимо уже упомянутого немедленного роста цен на бензин и на авиабилеты и отложенного роста цен на электричество (они меняются раз в полгода) Израилю, как прогнозируется, угрожает дефицит яиц на Песах (если будут сорваны украинские поставки), а в отдаленной перспективе — рост цен на зерновые и их производные, на мясо и птицу (из-за подорожания кормов).

Перебои с поставками железа, стали и металлической продукции отразятся на ценах на жилье и на расходах на инфраструктурные проекты. Произойдет и задержка всех проектов израильских хайтек-компаний, осуществляющих субподряд своих разработок в Украину. Ожидается резкое проседание израильского экспорта в Россию из-за санкций (по состоянию на конец 2021 года он составлял 784 млн долларов или 1,3% от всего объема израильского экспорта).

Украина и Россия — важнейшие экспортеры зерновых. На обе эти страны в сумме приходится около 29% мирового экспорта пшеницы и около 80% — экспорта подсолнечного масла. Военные действия уже взвинтили цены на пшеницу до рекордных 9,8 долларов за бушель, поскольку украинские поставки пострадают вне зависимости от исхода войны, а российские будут затруднены из-за санкций. Для Ближнего Востока это подорожание может обернуться очередным витком голода и дестабилизации, как это было во время Арабской весны.

8 марта 12 канал ИТВ сообщил, что пшеничная мука вырастет в цене примерно на 18% уже через два дня. Это сообщение не стало неожиданностью, тема обсуждалась в СМИ в последние дни, но вчера мукомольные заводы подтвердили рост цен.

Компания «Штибель», крупнейший производитель муки в Израиле, уведомила дистрибьюторов о немедленном повышении цен на свою продукцию. Точный размер подорожания будет сообщен в ближайшие дни. Интересно, что заявление было сделано на следующий день после того, как в «Штибеле» сообщили о наличии собственных и экстренных государственных резервов не меньше чем на месяц (ранее в Минфине и в Минсельхозе утверждали, что резервов зерна хватит на пять месяцев).

В качестве причины экстренного подорожания компания указала не дефицит зерна (50% израильского зерна поставляется с Украины), на высокую стоимость простоя груза на рейде израильских портов, а также на рост цен на топливо и электричество.

«Спецоперация вызвала резкий рост цен на сырье. Темпы роста достигли пика за 14 лет», — заявили в компании «Штибель». Также среди причин подорожания: задержки с прибытием грузов по морю, нарушение работы портов, растущие затраты на топливо и электроэнергию. «Мы надеемся, что эти скоро внешнеполитическая ситуация стабилизируется, и рынок вернется к нормальным ценам», — заявили в компании. Однако если этого не произойдет, то уже в ближайшие недели цены могут еще раз вырасти, предупредили в компании.

Еще до «Штибеля» о повышении на 18% цен на свою продукцию со второй половины апреля (после праздника Песах) объявила компания «Таханот Кемах Исраэль», контролирующая около 20% рынка муки. Компания «Тнува», контролирующая 30% израильского рынка свежего мяса, объявила о повышении цен на свою продукцию, реализуемую под брендом «Адом Адом». Цены на мясо «Тнувы» повысятся на 5–8%. В компании объясняют это резким ростом цен на корм для животных (на 25%) и на баранину (на 30%).

В то же время есть те кто неплохо и заработают на этом кризисе. Так, в частности, израильская оборонная промышленность, несомненно, присоединится к разделу увеличивающегося пирога оборонных бюджетов стран Запада. Судя по сведениям, поступающим из руководства израильских оборонных концернов, в последние дни и недели интерес к их продукции вырос в десятки раз, причем речь идет как о новых заказах, так и об увеличении объемов уже существующих контрактов.

С другой стороны, проблемы для Израиля могут возникнуть, откуда не ждали. После того как   Американская автомобильная ассоциация сообщила о рекордном росте цены на бензин в США (она достигла $4,17 за галлон) американский президент предпринял крайне неординарные шаги для снижения цен на нефть. Пытаясь сбить цену, Байдан даже согласился слетать в ОАЭ и помириться с ними. США сейчас также пытаются  договориться с Венесуэлой (экспорт нефти из которой запрещен) в обмен на ослабление санкций. По сути, нефтяные диктаторы могут сейчас назначать любую цену за снятие санкций, по этому пути готов пойти и Иран. Похоже, что Иран выиграл свою схватку в Вене, учитывая тот факт, что американцы намерены снять с Тегерана все санкции. Проблема только в том, что европейские переговорщики и США получат взамен, скорее всего, лишь  небольшую скидку на первые порции нефти. Впрочем, нам это будет преподнесено как величайшее достижение на благо мира. Хотя, вернее, все будет сделано ради кошельков избирателей Байдана. Ведь главное здесь для Америки — дешевая нефть, а уж потом безопасность других.

Возможно, более реально, чем все, оценил угрозу снятия санкций с Ирана, без прекращения его ядерной программы, премьер-министр Израиля Нафтали Беннет. Его экстренный вылет в субботу в Москву, а потом в Германию, говорит сам за себя, ведь религиозному еврею можно нарушить шабат, лишь в условиях опасности за жизнь. А если в Израиле никто не осудил Беннета за этот вояж, значит, дело обстоит крайне плохо. Естественно, для прессы было заявлено, что это очередная попытка Израиля остановить кровопролитие. Но что было на самом деле, пока знают немногие, ведь ни по одной из встреч не было никаких официальных коммюнике.

Отсюда можно сделать вывод, что  в Израиле хорошо понимают: ради своей экономической выгоды американские «друзья» вполне могут «кинуть», оставив их один на один с ядерной угрозой со стороны Ирана.

Министр иностранных дел Израиля Лапид, говоря о принятых санкциях, как мне кажется,сформулировал позицию многих политиков, заявив, что мы внимательно изучаем этот вопрос. Нами создана межминистерская рабочая группа, которая изучает последствия введения санкций для экономики Израиля и для нашей внешней политики. То есть, все начали думать о себе.

Похожие статьи