Сегодня вечером мы начинаем отмечать Пурим. Еще в старину еврейские мудрецы отмечали, что еврейские праздники Ханука и Пурим — это своего рода дни победы нашего народа. Победа над нацистской Германией — это тоже победа еврейского народа.
У еврейского народа к нацистам и их пособникам особые счеты. В результате геноцида в Европе были уничтожены более шести миллионов евреев, сотни тысяч сражались в рядах Красной армии и армий союзников. В честь этого великого события восемь лет назад я выступил с инициативой отмечать 26 Ияра, День спасения и освобождения. Конечно, кто-то может сказать, что Ханука и Пурим — праздники, освященные тысячелетней традицией, а праздник, которому всего несколько лет от роду, не может соперничать с ними по уровню авторитетности. Однако уверен, что в исторической перспективе этот праздник имеет не меньшее значение — и по своему историческому, и, что намного важнее, духовному смыслу.
Думаю, что традиции праздника еще будут формироваться некоторое время. С каждым годом 26 Ияра отмечается все шире и активнее. Уже давно разработан религиозный ритуал Дня спасения и освобождения. В синагогах России, Израиля и Европы проходят службы, в 2018 году Кнессет внес 26 Ияра в список памятных дат Государства Израиль. Так что я надеюсь, что 26 Ияра будет получать все большее распространение, приобретать все большую популярность в еврейском мире.
А сегодня, накануне Пурима, я нахожу все больше аналогий между этим древним праздником и событиями 77-летней давности. Как и День Победы, Пурим имеет историческую подоплеку. Примерно в пятом веке до нашей эры в могущественной Персидской империи жила богатая и влиятельная еврейская община. Некий еврей по имени Мордехай был важным советником царя Ахашвероша. Другим ведущим чиновником был Аман. Разумеется, при любом дворе неизбежно соперничество, и Аман убедил Ахашвероша не только прогнать Мордехая, но и убить всех евреев Персии. Однако любимой женой царя была племянница (или двоюродная сестра) Мордехая, Эстер. Почему-то царь не знал, что она тоже еврейка. И Эстер убедила любящего мужа не только отказаться от еврейского погрома, но и казнить злодея Амана.
Любое историческое событие неизбежно со временем превращается в символ, в миф. Сейчас уже не столь важно, насколько события, описанные в Книге Эстер, соответствуют реальной истории. Главная суть, мораль праздника заключается в том, что в самый, казалось бы, черный, безнадежный момент Бог пришел на помощь еврейскому народу и не дал ему погибнуть. Недаром на протяжении столетий в разных еврейских общинах возникали свои собственные «малые пуримы» — в честь чудесного избавления от смертельной опасности. И именно праздник Пурим не дает евреям забыть до сих пор, что с Амалеком и его потомками (амалекитянином был Аман) нужно быть настороже.
Сейчас как раз тот момент, когда Победа из актуального события неумолимо переходит в стадию довольно давней истории. Память человеческая так устроена, что нам очень трудно сопереживать людям, которых мы никогда не видели. Великая Отечественная — вероятно, главная война в мировой истории. Но и ей суждено, вероятно, перейти в разряд исторических событий, которые уже не являются частью семейной хроники. А когда событие перестает быть переживаемым на уровне личного опыта, может произойти утрата интереса ко всему контексту той эпохи, к борьбе с фашизмом. А это очень удобный момент для возрождения коричневой чумы в новом обличии. Так что я надеюсь, что День 26 Ияра прочно войдет в обиход каждой еврейской семьи и будет отмечаться столь же непосредственно и с таким же чувством сохранения исторической преемственности, как и древний праздник Пурим, с наступлением которого, я всех вас от всей души поздравляю сегодня!
Хаг Пурим самеах! Худо Кумэк!