Мудрец Торы раввин Хаим Каниевский, похоже, был человеком, которого меньше всего ожидали увидеть во главе харедим литовского направления. Он был настоящим вундеркиндом, обладавшим непревзойденными познаниями Торы, чрезвычайно оригинальным и плодовитым писателем и редкой фигурой во всех смыслах.
Задолго до того, как он стал выдающимся авторитетом в области еврейского права, его гений поражал всех, кто с ним сталкивался. В моем детстве и юности дети играли в игру: они посылали раввину особенно сложный вопрос, а он отвечал на каждый из них письмом. Ответы почти всегда были короткими и лаконичными, иногда состояли всего из одного слова: «да» или «существуют разные мнения», но они всегда были мудрыми и источали неиссякаемый фонтан знаний.
Самая популярная история о нем гласит, что однажды его спросили, сколько раз имя Моше упоминается в Торе. Раввин быстро подсчитал, назвал число и, даже не дождавшись подтверждения, сказал собеседнику: «Вероятно, на своем калькуляторе вы пришли бы к другому ответу, потому что калькулятор также учитывал стихи, в которых узор из букв "משה" (ивритские буквы Мем, Шин, Гей, которые на иврите пишутся как Моше) встречается, но имеет другое значение".
Его упорство было огромным. Он просто изучал Тору с бесконечной концентрацией и постоянством, с самого детства и до того дня, когда он умер два дня назад. В отличие от предыдущих лидеров, он до этого не занимал никакой руководящей должности и не служил ни в каком официальном качестве. Все его дни, по сути, были посвящены учебе и зарабатыванию на скромную жизнь в колеле (нечто вроде ешивы для женатых мужчин).
Аура праведности, которая окружала его в последние годы жизни, также причиняла ему ощутимый дискомфорт. Поистине, его мир состоял только из изучения Торы и еврейского закона. Он даже не был знаком с деньгами, и рассказы о его полной оторванности от повседневного опыта сопровождали его всю жизнь.
Возможно, именно благодаря этому его неестественное и неожиданное лидерство в конечном итоге было принято. Тысячи его последователей почувствовали, что он руководствуется истинной преданностью Торе, и решили следовать этому голосу. При жизни его почитали до бесконечности, поэтому потеря, которую ощущают его ученики в этот день, безгранична. Народ Израиля лишился мудреца гигантского масштаба.
Исраэль а-йом, перевод Якова Скворцова