Беннет, Биби или новые выборы?

Беннет, Биби или новые выборы?
Фото: Noam Revkin-Fenton, Noam.M / Knesset Spokesperson Office, Ohad Zwigenberg

«Каждый день существования этой безумной коалиции был чудом, — сказал высокопоставленный представитель одной из коалиционных израильских партий, который 10 месяцев назад принимал активное участие в переговорах, приведших к формированию правительства Беннета-Лапида, получив известие о том, что Идит Сильман, член Кнессета от партии Нафтали Беннета «Ямина», объявила о своем уходе. — В тот или иной момент что-то должно было произойти, чтобы коалиция утратила большинство. Это было неизбежно».

Мало кто давал этой удивительной коалиции правых националистов, центристов, левых и исламистов приличные шансы на выживание. В ретроспективе тот факт, что она сохраняла свое большинство в течение девяти месяцев и двадцати четырех дней, можно назвать не иначе как удивительным. И даже потеряв свое большинство, она все еще держится, по крайней мере, пока.

Сильман всегда считалась одним из самых слабых звеньев коалиции. Молодой, неопытный политик из национально-религиозных кругов, где она и ее семья постоянно подвергались острой критике за то, что служат в «антиеврейском» правительстве.

В конце концов, даже ее муж, Шмулик, открыто участвовал в заговоре по организации раскола. Сообщается, что он договорился с агентами Биньямина Нетаньяху о том, что его жена получит место в списке кандидатов от «Ликуда» на следующих выборах и займет пост министра здравоохранения, если Нетаньяху сформирует правительство. Единственный удивительный элемент в уходе Сильман — это повод.

Ожидалось, что падение правительства будет спровоцировано кризисом безопасности, например, новой войной в Газе, которую не сможет поддержать Объединенный арабский список. В итоге же поводом послужил глупый спор с министром здравоохранения Ницаном Горовицем по самому незначительному поводу: соблюдению больницами постановления Верховного суда, запрещающего охранникам обыскивать сумки посетителей на предмет проноса хамца во время Песаха.

Этому постановлению уже больше года, и оно действовало в прошлый Песах, когда Нетаньяху еще находился у власти. Сильман, вероятно, предпочла бы более важную причину, чем вопрос о том, смогут ли больные раком съесть сэндвич, но это то, с чем ей пришлось работать. Теперь коалиции придется работать без нее.

Правительство может, по крайней мере, пока, выжить без большинства, если не будет новых перебежчиков. Приняв государственный бюджет, правительство на бумаге имеет еще одиннадцать месяцев до наступления крайнего срока принятия следующего бюджета в марте 2023 года.

11 месяцев — долгий срок в израильской политике, и если оставшиеся 60 членов коалиции будут держаться вместе, то это уже приличный срок для действующего правительства. Конечно, не имея большинства, оно не сможет принять ни одного серьезного закона, но подобное уже случалось в истории.

Даже в случае дальнейшего дезертирства (скорее всего, из угасающей партии Беннета) правительство теоретически может продержаться в меньшинстве до тех пор, пока большинство из 61 депутата не будет готово проголосовать за альтернативный кабинет или за роспуск Кнессета и проведение новых выборов — пятых за последние четыре года. На данный момент существует несколько возможных сценариев.

Первый сценарий: правительство выживет, несмотря на уход Сильман, до следующего серьезного испытания (либо до крайнего срока, то есть до голосования за бюджет 2023 года, либо до какого-то другого кризиса в течение следующих 11 месяцев). В конце концов, оно сумело продержаться так долго вопреки всем ожиданиям.

Чтобы осуществился любой другой сценарий, сначала должно произойти еще одно дезертирство. Если это случится, то следующим вероятным исходом будет голосование большинства за новые выборы, но над этим сценарием нависает серьезный вопросительный знак: кто станет премьер-министром переходного правительства в период выборов и до формирования нового кабинета, если таковое удастся сформировать после них?

По условиям коалиционного соглашения Беннета и Лапида, если хотя бы два депутата, изначально принадлежавшие к одному из двух обозначенных «блоков» в коалиции, проголосуют за роспуск Кнессета, то лидер другого блока получит пост временного премьер-министра.

Поскольку Сильман была членом «блока Беннета», а другой перебежчик, скорее всего, тоже будет из этого блока, это означает, что если они присоединятся к оппозиции и распустят Кнессет, Яир Лапид автоматически заменит Беннета на посту премьер-министра и останется на этом посту до формирования нового правительства, что, как мы видели в последние годы, может занять очень много времени.

Это кажется вероятным сценарием, но в то время как правая оппозиция будет рада унизить Беннета, которого она считает предателем, и сделать его самым краткосрочным премьер-министром в истории Израиля, в Кнессете есть и те, кто не хотел бы, чтобы статус Лапида повысился за счет его назначения на пост премьер-министра прямо перед новыми выборами.

Другие левоцентристские партии («блок Лапида») — «Кахоль Лаван», «Авода» и «Мерец» — не будут так уж рады видеть, что он получит еще один толчок, который может привести к их дальнейшей маргинализации. На данный момент это кажется маловероятным, но не исключено, что член одной из этих партий в качестве упреждающего шага проголосует за законопроект о роспуске до того, как это сделает второй член «блока Беннета». В этом случае будут проведены досрочные выборы, а Беннет останется на посту временного премьер-министра.

Может ли Нетаньяху стать премьер-министром в нынешнем составе Кнессета?

Нетаньяху, как лидер оппозиции, конечно, хотел бы переломить ситуацию и вернуться на свой прежний пост. Но для формирования нового правительства ему необходима поддержка 61 депутата. После ухода Сильман оппозиция насчитывает 60 депутатов, но шесть из них принадлежат к Объединенному списку и никогда не поддержат Нетаньяху, что на практике оставляет ему только 54 голоса. Хотя могут произойти и другие случаи дезертирства, очень трудно представить, что целых семь членов нынешней коалиции смогут преодолеть неприязненные отношения между ними и «Ликудом» Нетаньяху. Таким образом, правительство Нетаньяху без новых выборов — не очень вероятный сценарий.

Может ли еще кто-то сформировать правительство?

На данный момент наилучшие шансы у министра обороны и лидера «Кахоль Лаван» Бени Ганца. Он является членом коалиции, но открыто презирает и Беннета, и Лапида. С момента формирования правительства он старался держать открытыми каналы связи с ключевыми представителями оппозиции, которые не хотят иметь ничего общего с Беннетом.

Сможет ли Ганц убедить оппозиционные партии присоединиться к возглавляемому им правительству и при этом убедить достаточное количество тех, кто сейчас входит в коалицию, чтобы получить большинство? Это был бы политический подвиг, который Ганц вряд ли сможет осуществить сам, но это все же возможный сценарий.

Одним из примеров может быть привлечение ультраортодоксальных партий, некоторые члены которых уже открыто говорят о вступлении в правительство, не обязательно возглавляемое Нетаньяху. Ценой вступления может стать избавление от их заклятого врага, министра финансов Авигдора Либермана, который будет изгнан в оппозицию вместе с остальными членами своей партии «Исраэль Бейтену».

При таком сценарии им все равно придется терпеть сидение в одном правительстве с Лапидом и Беннетом, но никто из них не будет премьер-министром, так что, возможно, это реалистичный сценарий. Согласятся ли они разорвать свои бибистские оковы? Согласятся ли Лапид и Беннет, только чтобы остаться в правительстве и не допустить Нетаньяху? Сможет ли Ганц провернуть это? Это кажется почти невозможным, но в этом Кнессете создавались и более странные коалиции.

Еще один премьер-министр от «Ликуда»?

Третьим возможным кандидатом на формирование правительства в этом Кнессете может стать другой член «Ликуда», кроме Нетаньяху. В пользу этого сценария говорят две вещи. Во-первых, «Ликуд» — самая крупная партия в Кнессете, поэтому математически логично, что именно она станет основой нового большинства.

Во-вторых, если Нетаньяху не станет премьер-министром, у правых и центристских депутатов, которые ранее наложили вето на очередное правительство «Ликуда», больше не будет повода делать это. Но для такого исхода Нетаньяху придется отказаться от лидерства, по крайней мере, временно, на что он вряд ли пойдет, не подписав сделку о признании вины по делу о коррупции.

На данный момент наиболее вероятным сценарием является возвращение к ситуации, которая существовала на протяжении 2019-21 годов, когда правительство было парализовано, не имея большинства для принятия законов и с вечной угрозой новых выборов. Как и Нетаньяху в тот период, Беннет сейчас находится на посту, но не у власти.

Haaretz, перевод Якова Скворцова

 

Похожие статьи