| Хеши Биллет
Хеши Биллет

Герцль и харедим: какая связь?

Герцль и харедим: какая связь?
Мужчина-хареди у могилы Герцля Фото: ZUZANA JANKU/FLASH 90

Йорцайт Теодора (Биньямина Зеева) Герцля приходится на 20-е число месяца Таммуз. Каждый год в этот день группа харедим и «вязаных кип» собирается у его могилы на горе Герцля, чтобы помолиться и произнести Кадиш в его память. Цель этого собрания — исправить досадную историческую ошибку.

В первые годы своего существования сионистское движение воспринималось с большим подозрением в ортодоксальных кругах — отчасти потому, что многие новые социальные и политические доктрины того времени, такие как Просвещение, социализм, коммунизм и т.д., заставили некоторых евреев отказаться от традиционного образа жизни.

Новое сионистское движение, создание которого приписывалось Теодору Герцлю, не отличалось от других светских идеологий с точки зрения многих раввинов и общинных лидеров того времени. Вот несколько примеров.

Был использован старый лозунг великого раввина Моше Софера (Хатам Софер): «Все новшества, согласно закону Торы, запрещены». Декларация Бальфура, изданная британцами в поддержку создания государства для еврейского народа в Палестине, была высмеяна в похожем ключе раввином Хаимом Элазаром Шапиро (1868-1937), Мункачским Ребе, как «Декларация Баал Пеор» (Баал Пеор — идол библейских времен, которому поклонялись с помощью человеческих испражнений).

Кроме того, Тора (Бемидбар 15:39) предупреждает, что мы не должны идти на поводу у своих сердец и глаз, совершая грехи. На идише «герц» — сердце, а «кук» — видеть. Поэтому было сказано, что это библейская заповедь: «Не ведись на уловки Герцля и раввина Кука».

Другие раввины также настороженно относились к сионизму Герцля. Раввин Хаим Соловейчик (1853-1918) из Брест-Литовска предупреждал об опасности сионизма для религиозных евреев («Рав II», Аарон Ракеффет-Роткопф, стр. 112). Ребе Хабада Шолом Дов Бер Шнеерсон (1860-1920) яростно боролся против сионистского движения Герцля. В 1903 году он опубликовал книгу «Кунтрас га-Мамайян», в которой в резких выражениях отверг сионистское движение. Он был первым, кто процитировал «три клятвы» (Кетубот 111а), наложенные на еврейский народ, чтобы не пытаться вернуть Землю Израиля силой. Он считал, что сионистское движение именно этим и занимается. Этот же аргумент стал центральной идеей в учении Сатмарского ребе Йоэля Тейтельбаума (1887-1979), изложенной им полвека спустя в книге «Ва-Йоэль Моше — Маамар Шалош Шевуос».

Главный раввин ашкеназской общины харедим в Иерусалиме, Йосеф Хаим Зонненфельд (1848-1932) назвал сионистов «злыми людьми» и сказал, что «ад вошел в Землю Израиля вместе с Герцлем».

Раввин Рафаэль Бройер (1881-1932) из Франкфурта, внук раввина Самсона Рафаэля Гирша, тоже отличался антисионистскими взглядами. Он писал о религиозном сионизме следующее (цитируется в статье Тобиаса Гриля «Еврейские антисионистские движения»): «Итак, и в сионизме религия играет роль старой тещи, которую нужно уважать, относиться по-доброму, но в минуты недовольства хочется забить до смерти».

Рабби Эльханан Вассерман (1874-1941) заявил: «Националистической концепции еврейского народа как этнического образования нет места среди нас, и это не что иное, как инородная имплантация в иудаизм; это не что иное, как идолопоклонство. А его младшая сестра, «религиозный национализм», — это идолопоклонство, сочетающее в себе имя Бога и ересь».

В противовес всем этим негативным настроениям в отношении сионистского движения, были также раввины, которые выступали за возвращение мирового еврейства в Землю Израиля еще до появления Герцля.

Прусский ортодоксальный раввин Цви Гирш Калишер (1795-1874) в своем труде «Деришат Цийон» утверждал, что существует религиозный мандат на заселение Земли Израиля, строительство домов и занятие сельским хозяйством, что должно обеспечить доход для многих обедневших европейских евреев, которые иммигрируют туда.

Благодаря лоббистским усилиям раввина Калишера французский Alliance Israélite Universelle основал в Земле Израиля в 1870 году сельскохозяйственную школу «Микве Исраэль».

Рабби Иегуда Соломон Алкалай (1798-1878), возможно, оказал косвенное влияние на Герцля. Дед Герцля по отцовской линии, Симон Лёб Герцль, по слухам, посещал синагогу раввина Алкалая в Землине, на территории современной Сербии. В руки старшего Герцля попала работа раввина Алкалая 1857 года, в которой он выступал за «возвращение евреев на Святую землю и возрождение славы Иерусалима».

Из личного опыта: во время поездки по Восточной Европе в 2018 году мы ехали из Варшавы в Литву. По дороге мы остановились в Белостоке, чтобы посетить бейт-мидраш рабби Шмуэля Могилевера (1824-1898), выпускника Воложинской ешивы и основателя движения «Ховевей Цион», который в 1893 году стал раввином Белостока. В 1897 году он направил обращение Первому сионистскому конгрессу в Базеле. Он призвал тех, кто любит Сион, работать в гармонии, несмотря на различия во взглядах.

Раввин Ицхак Рейнес (1839-1915) поддержал Могилевера, предложив создать в Палестине поселение, в котором сочетались бы Тора и труд. Могилевер использовал термин «мерказ рухани» (духовный центр), от которого была образована аббревиатура «Мизрахи». В 1901 году раввин Рейнес дал название «Мизрахи» основанному им новому религиозно-сионистскому движению.

Как только Герцль выступил со своими предложениями о создании в Палестине еврейского государства, возникли вопросы о месте еврейской религии в сионистском видении Герцля. Вот как описывает это в своей «Истории сионизма» историк Вальтер Лакер: «На последнем вечернем заседании Первого сионистского конгресса Артур Кон, 35-летний ортодоксальный раввин из Базеля, произнес свою речь. Согласно официальному протоколу, он получил "громогласный прием". Раввин Кон похвалил Герцля, заявив, что "его сердце раздувается от глубоких эмоций" после прослушивания его речей. Но Кон также выразил опасение, что "если бы еврейское государство возникло сейчас, то его партийное руководство, которое, как мы знаем, не чтит взгляды религиозного еврейства, напало бы на ортодоксов"».

Напротив, один из великих лидеров ортодоксов Вильно видел Герцля в невероятно позитивном свете. Раввин Шломо Акоэн (1828-1905), автор книги «Хешек Шломо», продемонстрировал это не только на словах, но и на деле. В 1903 году Герцль остановился в Вильно на обратном пути после встречи с царем в Санкт-Петербурге.

Виленские евреи устроили в честь Герцля массовое собрание. Раввин Акоэн, в праздничной одежде, благословил Герцля коэнской брахой и подарил ему небольшой свиток Торы. Он провозгласил: «У царя должен быть свиток Торы!»

На собрании присутствовали историк Зеэв Явец (1847-1924) и раввин Йоэль Герцог (1865-1934), прадед нынешнего президента Израиля. Ковчег, в котором хранилась Тора, сегодня выставлен в Музее Герцля в Иерусалиме. К сожалению, сам свиток Торы был утрачен.

Раввин Акоэн заявил: «Если бы Герцль ел кошерную пищу, я бы сказал, что он царь-мессия!»

На этой неделе мы отметили 74-летие государства Израиль. Ортодоксальным евреям есть над чем задуматься, когда отмечается День памяти павших в войнах Израиля и День независимости. Как мы уже писали, среди современников Герцля, безусловно, велись законные споры о том огромном и амбициозном проекте, который он начал, но не дожил до его реализации.

Эти споры продолжаются и по сей день. Справедливо будет сказать, что мир харедим прошел долгий путь, чтобы примириться с позитивным восприятием государства Израиль. Сегодня в ЦАХАЛе есть подразделения харедим, среди павших есть герои-хареди, и в целом, мы глубже осознаем конечную ценность независимого государства Израиль для всех евреев.

Пусть все мы будем достойны продолжать радоваться процветанию сильного, единого, независимого Израиля!

Jerusalem Post, перевод Якова Скворцова
Похожие статьи