| Нехама Дуэк
Нехама Дуэк

Пришло время реформировать израильскую избирательную систему

Пришло время реформировать израильскую избирательную систему
Фото: Hadas Parush/Flash90

Открылась летняя сессия Кнессета, а будущее правительства Беннета оказалось под вопросом.

Оппозиция выдвинет предложение о роспуске Кнессета, которое, поскольку партия «Раам» все еще намерена бойкотировать своих партнеров по коалиции, как ожидается, пройдет предварительное чтение. Оппозиция имеет только 54 места в Кнессете, что значительно меньше 61 голоса, необходимого для принятия закона в дальнейших чтениях или замены правительства.

В Израиле нет стабильности в правительстве. Мы только что прошли через четверо выборов за три года, и пятые уже маячат на горизонте, хотя правительство даже года у власти не находится.

Кажется, настал подходящий момент, чтобы еще раз поднять вопрос о реформировании нашей избирательной системы. За редким исключением, ни одному правительству в Израиле не удавалось досидеть до конца срока, что указывает на необходимость перемен. Нам нужна система, которая подходит Израилю и всему его обществу. Система, которая, с одной стороны, будет гарантировать стабильность, а с другой — обеспечит соответствующее представительство всех слоев общества.

Многочисленность партий в Израиле — это корень всех зол. Переломным моментом стал 1992 год, когда были введены прямые выборы премьер-министра. Они позволили голосовать одним бюллетенем за премьер-министра, а другим — за партию. Этот законопроект должен был стать первым этапом общей реформы системы управления.

Три премьер-министра были избраны напрямую — Биньямин Нетаньяху, Эхуд Барак и Ариэль Шарон, но реформа была обречена на провал, поскольку не были внесены изменения в порядок избрания членов Кнессета. В 2003 году, когда Ариэль Шарон был премьер-министром, с согласия оппозиции прямое голосование за премьер-министра было отменено, и мы вернулись к прежней системе.

Граждане Израиля привыкли голосовать за партию, которая в точности соответствует их мировоззрению. Это привело к фрагментации политической системы. В Соединенных Штатах есть только две основные партии, в Великобритании — только три, а на недавних президентских выборах во Франции соревновались всего четыре. Так обстоят дела в большинстве стран демократического мира: граждане выбирают между двумя или тремя партиями. В Израиле же существует по меньшей мере 10 партий, попадающих в Кнессет, и десятки более мелких, которые участвуют в каждых выборах.

Решение о повышении избирательного барьера до 3,25% оказалось недостаточным. При большом разбросе голосов способность создать коалицию уменьшается. Однако повышение порога еще на один процентный пункт может привести к объединению большего числа партий. В Израиле не должно быть более четырех партий: правоцентристской, левоцентристской, ультраортодоксальной и арабской.

Нет ясного ответа на вопрос, почему «Авода», «Мерец», «Кахоль-Лаван» и «Еш Атид» не баллотируются как единый левоцентристский блок, подобно Демократической партии США.

Нет реальной причины, почему «Ликуд», «Ямина», «Тиква Хадаша», «Исраэль Бейтейну» и некоторые религиозные сионисты не могут выступать под правоцентристским флагом, как республиканцы в США. Даже с лупой невозможно найти существенные различия между «Тиква Хадаша», «Ликудом» и «Яминой». Объединению мешает лишь то, что лидеры партий, Гидеон Саар и Нафтали Беннет, не хотят заключать альянс с Нетаньяху.

«Яадут а-Тора» и ШАС в его нынешнем ультраортодоксальном формате могут работать вместе и полностью реализовать свой потенциал. В арабском секторе также можно найти общий знаменатель между «Раам» и Объединенным арабским списком, чтобы объединить их для работы на благо своих избирателей. В конце концов, лидер «Раам» Мансур Аббас доказал, что если есть желание, то есть и способ его реализовать.

Возвращение к прямым выборам премьер-министра тоже неплохое решение. Оно позволило бы избирателям голосовать за того, кого они хотят видеть на посту премьер-министра, подобно выборам в местные органы власти. Но мы должны реформировать способ избрания членов Кнессета и объединить национальные и региональные выборы, что послужит удовлетворению потребности в эффективном представительстве всех слоев израильского общества. Если этого не произойдет, мандат на формирование правительства будет передан лидеру одной из двух крупнейших партий. Уже одно это заставит партии объединиться.

Требуется мужество политических лидеров с обеих сторон, чтобы согласиться изменить реальность, а не только свою политическую ситуацию.

Исраэль а-йом, перевод Ларисы Узвалк

Похожие статьи