Памяти Нисима Гаона, архитектора египетско-израильского мира

Памяти Нисима Гаона, архитектора египетско-израильского мира
Нисим Гаон и Анвар Садат в 1977 г. Фото: אוניברסיטת בן גוריון בנגב

Швейцарский финансист и филантроп еврейского происхождения Нисим Гаон скончался на этой неделе в Женеве в возрасте 100 лет. Гаон оказывал значительную поддержку израильским программам социального обеспечения и образования, а также активно содействовал развитию отношений еврейского государства с Египтом.

В Израиле Нисим Гаон был известен, прежде всего, как президент Всемирной федерации сефардов, организации, которую он возродил в 1971 году. Целью Федерации было продекларировано содействие образованию сефардов в диаспоре и социальная поддержка израильских сефардам.

Гаон, чья семья происходит из Турции, родился в Судане, где его отец служил правительственным чиновником. Во время Второй мировой войны Нисим служил в британской армии в Каире, а затем стал работать в семейном бизнесе в Хартуме. В 1957 году он переехал в Женеву, где создал импортно-экспортный бизнес, который со временем превратился в глобальную империю недвижимости и товаров Noga. Компании принадлежала сеть отелей, включающая женевский Noga Hilton.

Закулисная роль Гаона на дипломатическом фронте остается практически неизвестной. Близкий друг премьер-министра Менахема Бегина, Гаон служил посредником между Египтом и Израилем. Переговоры привели к подписанию мирного договора в 1977 году.

r1KwSHY89_47_0_669_669_0_x-large.jpg

Когда в 1977 году Бегин прилетел в египетскую Исмаилию, где начались мирные переговоры, в его свите был Гаон. К концу года при американском посредничестве были подписаны Кэмп-Дэвидские соглашения.

В интервью газете Jerusalem Post в 1989 году Гаон утверждал, что он убедил Бегина изменить свое мнение о египтянах: «Я сказал ему, что если арабская страна заключила мирное соглашение с Израилем, то она будет уважать это соглашение. Никто в Израиле не верил, что президент Египта Анвар Садат искренне хочет мира. Отсутствие доверия привело к разрыву; нужен был небольшой толчок, чтобы преодолеть его».

Совсем недавно Гаон сыграл важную роль в налаживании отношений между Израилем и Суданом, делая акцент на экономических связях. Президент Израиля Ицхак Герцог так откликнулся на кончину Гаона: «Нисим гордился ближневосточным еврейством, но, к сожалению, так и не смог посетить восстановленное им еврейское кладбище в Судане». Старший брат Герцога, Йоэль, женат на дочери Гаона, Маргарите.

Обеспокоенный ситуацией в Израиле, где среди социально слабых слоев преобладали выходцы с Ближнего Востока и из Северной Африки, Гаон стал движущей силой проекта «Обновление», запущенного в 70-х годах для финансирования реконструкции трущобных кварталов и улучшения там образования и социальных услуг. Он был неустанным сборщиком средств и пропагандистом этой программы, которая — в отличие от проектов городского обновления в других странах — имела прямую связь с еврейскими общинами за рубежом.

HyFEoVFI9_0_323_2339_1316_0_x-large.jpg
Фото: Давид Рубингер

Еще одним значительным социальным вкладом Гаона, о котором до сих пор помнят тысячи израильтян, стал университетский стипендиальный фонд для лидеров. Цель фонда состояла в том, чтобы дать молодым сефардам, проживающим в городах развития и неблагополучных районах, возможность учиться в университете, где они могли бы пройти курсы лидерства. В течение 20 лет стипендиальную программу прошли около 20 тыс. человек, в том числе многие из тех, кто сегодня является мэрами, депутатами Кнессета и министрами в правительстве.

Jerusalem Post, перевод Ларисы Узвалк

Похожие статьи