Когда правые перестанут поедать самих себя?

Когда правые перестанут поедать самих себя?

Исторически в израильской политике сложилось так, что те, кто находится справа от основной партии правого лагеря, бросают ей вызов. Мы видели это, когда «Ликуду» были брошены обвинения из-за поддержки Менахемом Бегином мирного соглашения с Египтом, которое привело к уходу Израиля с Синайского полуострова.

С тех пор, независимо от того, кто в то или иное время находился правее «Ликуда», члены правого лагеря ведут себя одинаково. Все сателлиты становятся ярыми противниками правящей партии — до такой степени, что даже готовы свергнуть коалицию.

В 1992 году правые партии «Моледет», «Цомет» и «Тхия» вышли из правительства Ицхака Шамира из-за его участия в мирных переговорах в Мадриде. Эти переговоры велись с недостаточно правых позиций для них для них. Мы знаем, чем это закончилось. «Тхия» не преодолела избирательный барьер, и к власти пришли левые во главе с лидером «Аводы» Ицхаком Рабином. Таким образом именно крайне правые в конечном итоге помогли утвердить соглашения Осло.

Был ли усвоен урок? Конечно, нет. В 1996 году именно с лидером «Ликуда» Биньямином Нетаньяху столкнулись партии «Моледет» и «Ихуд Леуми». Для депутата от «Тиква Хадаша» Бени Бегина, который сейчас входит в коалиционное правительство с партиями «Раам» и «Мерец» и пользуется поддержкой Объединенного арабского списка, Нетаньяху в то время был недостаточно правым. Результат: противники уступки трех процентов территории привели к власти «Аводу» во главе с Эхудом Бараком, и это правительство готово было уступить 97% территории. По иронии судьбы, преемники противников трехпроцентного соглашения недавно отказались от сделки по установлению суверенитета над еврейскими поселениями в Иудее и Самарии и от 30 процентов территории.

Снова и снова схема остается неизменной. Это кажется еще более возмутительным, когда мы смотрим, что произошло за это время в левых кругах. В 1992 году избирательная кампания «Мерец» призывала не менять Рабина за то, что он недостаточно левый, а вместо этого направлять его в «верную сторону». Чтобы позволить Рабину сформировать правительство, «Мерец» пошла на компромисс по вопросам религии: допустила вхождение ШАС в коалицию и даже согласилась на отставку одного из своих лидеров, Шуламит Алони, с поста министра образования в соответствии с требованием ультраортодоксальных партий.

В 2008 году «Мерец» в ходе избирательной кампании предложила своему электорату выбрать между Ципи Ливни из «Кадимы» и Нетаньяху, что еще раз укрепило главу левого лагеря. Никто не утверждал, что Ливни не должна получить их голоса, потому что она недостаточно левая.

Напротив, партия «Ямина» недавно отказалась присоединиться к коалиции, возглавляемой Нетаньяху и главой «Кахоль-Лаван» Бени Ганцем, потому что партии, получившей шесть мест в Кнессете, предложили три руководящих поста в правительстве вместо четырех.

Сегодняшняя готовность «Мерец» «проглотить жабу» ради сохранения коалиции — это образец политической лояльности и смирения, подобных которому мы еще не видели в этой стране. «Мерец» не ставит никаких условий и не угрожает правительству. Правые партии-сателлиты, напротив, никогда не относились к «Ликуду» подобным образом.

Очевидно, мы уже насытились различными реинкарнациями «Баит Йеуди», «Ямины» и «Тиква Хадаша», видели, как «неапологетичные» правые предпочли своего «брата», главу «Еш Атид» Яира Лапида и прошли путь от сателлитов до решающего фактора в правительстве, а затем наблюдали за стремительным превращением Беннета в левого премьера, но есть и те, кто все еще не распознал закономерность.

Альтернативой чисто правой политике является откровенно левое правительство. Те, кто настаивал на том, чтобы сосредоточиться на незаконной бедуинской деревне Хан аль-Ахмар, не только не получили более правое или умеренно левоцентристское правительство, но вместо него получили новый левый блок, в который входят «Раам» и Объединенный арабский список.

Нет никакой разницы, кто стоит во главе правых партий-сателлитов: урок должен быть усвоен. Главную партию нужно поддерживать и стимулировать, а не запугивать. Без материнского корабля спутник останется потерянным в космосе. И эту пустоту быстро заполнит левое правительство, состоящее из лояльных игроков, способных пойти на компромисс ради общего блага.

Исраэль а-йом, перевод Ларисы Узвалк

Похожие статьи