Опубликованные Netflix кадры из снимающегося фильма «Маэстро» о великом американском композиторе и дирижере Леонарде Бернстайне вызвали бурю негодования в еврейских кругах. Брэдли Куперу, который ставит фильм и играет главную роль, приклеили большой накладной нос, чтобы добиться большего сходства со знаменитым музыкантом.
Нееврея Купера наделили как бы «еврейским лицом». Джеймс Гирш, соведущий подкаста Menschwarmers, возмутился: «Купер в третий раз изображает историческую личность. Никакие протезы не использовались, чтобы играть Криса Кайла из American Sniper («Снайпер», фильм Клинта Иствуда 2014 года) или Джона Питерса из Licorice Pizza («Лакричная пицца», фильм Пола Томаса Андерсона 2021 года), Меррика в The Elephant Man («Человек-слон», пьеса Бернарда Померанца, постановка Скотта Эллиотта 2014 года) на Бродвее. Зачем вдруг клеить фальшивый нос сейчас?»
Сравнивая кадры из фильма с реальными фотографиями Леонарда Бернстайна, можно убедиться, что накладной нос Купера кажется большего размера, чем у Бернстайна. Мой сын, ученик средней школы, рассмеялся, когда я показала ему изображения, заметив, что массивный «шнобель» Купера выглядит «как блэкфейс для евреев» (blackface, «черное лицо», театральный грим игравших негров белых актеров в комических шоу; надолго стал частью американской культуры)
Очень персонажей-евреев на киноэкране играют неевреи: британец Бен Кингсли — Ицхак Штерн в «Списке Шиндлера», итальянец Роберт Бениньи — Гвидо Орефиче в «Жизнь прекрасна» и Хеллен Миррен — Голда Меир (в снимающемся фильме «Голда» израильского режиссера Гая Наттива). Я уверена, что Брэдли Купер справится с ролью Леонарда Бернстайна, но зачем ему огромный нос?
К сожалению, существует долгая и позорная история изображения евреев с огромными носами. «Визуальные источники и фундаментальное значение этих особенностей не являются тайной», — отмечает доктор Сара Липтон, профессор истории средних веков в Университете Стоунибрук в Нью-Йорке и автор книги «Темное зеркало: средневековые истоки антиеврейской иконографии» (2014).
В средние века художники часто изображали Дьявола существом с гротескным звериным носом. «Длинные, загнутые вниз, похожие на морду или клюв носы, особенно вместе с лохматыми бородами, долгое время служили визуальными индикаторами жестокости, иррациональности и зла», 1 отмечает она. В XIII веке появились изображения евреев с такими же огромными носами — как признак отмеченности злом. Идея «еврейского носа» прочно вошла в коллективное воображение западного обывателя.
Давайте проясним одну вещь: еврейские носы не массивнее и не длиннее нееврейских. Если вы не верите мне, обратитесь к трудам антрополога д-ра Мориса Фишберга, родившегося в 1872 году в России и в 1889 году переехавшего в Нью-Йорк, где он изучил медицину и стал известным врачом.
Крайне популярная в то время евгеника утверждала, что одни расы превосходят другие. В 1911 году Фишберг задался вопросом, имеют ли какое-либо научное обоснование оскорбления в адрес евреев, в том числе то, что их якобы большие носы отражают сомнительные качества. Действительно ли еврейские носы намного больше, чем средний нееврейский хоботок (proboscis, причудливый способ сказать «длинный нос»)? Он тщательно измерил носы у четырех тысяч евреев и сравнил их с носами представителей других национальностей. Его вывод: носы евреев статистически не крупнее, чем у других этносов.
Его выводы, однако, не смогли развеять устойчивый миф, что еврейские носы необычайно велики. 27 лет спустя нацистский пропагандист Юлиус Штрайхер опубликовал свою знаменитую детскую книгу Der Giftpilz («Ядовитый гриб»), в которой он зловеще поучал немецких детей: «Легче всего отличить еврея по носу. Еврейский нос изогнут на кончике, как цифра 6. У многих неевреев тоже кривые носы. Но их носы гнутся сверху, а не снизу, и называются орлиными. Они совсем не похожи на еврейские».
Нацистская пропаганда обычно тоже изображала евреев с гротескно преувеличенными носами. При осуждении Отто Дитриха, президента Имперской палаты печати в 1938-1945, судья отметил в своем вердикте: «...ясно, что хорошо продуманная, часто повторяемая, настойчивая кампания по возбуждению ненависти немецкого народа к евреям поощрялась и направлялась отделом печати и его руководителем…» Ключевой частью этой пропаганды было регулярное печатание изображений евреев с огромными носами (Цит.: Джеффри Херф. «Еврейский враг: нацистская пропаганда во время Второй мировой войны и Холокоста», 2006).
Даже медики долго игнорировали тот факт, что еврейские носы в среднем не крупнее прочих. «Более века термин “еврейский нос” использовался в западной научной литературе для профессионального описания набора некоторых физических особенностей», — отмечает пластический хирург Бет Премингер. В 1850 году известный антрополог Роберт Нокс писал, что лица евреев портит «массивный, булавовидный, крючковатый нос, в три-четыре раза больше, чем подобает лицу… лицо никогда не бывает совершенно прекрасным». Вот вам и научная объективность.
Медицинские журналы и учебники пропагандировали хирургическое исправление крупных носов, называя их «еврейскими». В 1930 году доктор Уильям Уэсли Картер писал: «Модификация подчеркнутых расовых характеристик, которые часто наблюдаются у семитов… имеет большое значение для человека». Еще в 1996 году в одном хирургическом руководстве по ринопластике описывалось, как оперировать именно «еврейский нос».
Такое отношение привело к тому, что целое поколение еврейских женщин ложилось под нож, чтобы «исправить» свои «еврейские носы». Одной из актрис, которая отказывалась от пластики носа, была Барбра Стрейзанд, и ее часто спрашивали об этом необычном тогда решении. В одном из интервью Барбара Стрейзанд объяснила: «Во-первых, у меня не было денег на исправление носа — даже если бы я думала об этом. Но настоящая причина в том, что я не доверяла врачам, чтобы в итоге вышел правильный нос… Я уверена, что мой нос сочетается с моим лицом».
Стереотипы о «еврейском носе», кажется, отступают. Например, с 2000 года количество такой ринопластики в США сократилось на 43%. Еще в 1999 году доктор Х. Джордж Бреннан, пластический хирург, отметил всплеск гордости среди евреев, которые любили свои носы в естественном виде. Он сказал The New York Times, что эта операция «была рядовым делом. У тебя бат-мицва, и тебе делают нос». Сегодня все чаще это не так.
Это не значит, что миф о большеносых евреях исчез.
Недавно немецкая антинацистская организация Фонд Амадеу Антонио отметил, что вредоносные изображения евреев с преувеличенно большими носами продолжают появляться в крайне правых экстремистских и террористических субкультурах. «Большой нос, жадный взгляд и пейсы — эти черты характерны для большинства антисемитских образов еврея. Часто это изображения мужчин в дорогих костюмах и больших очках, потирающих руки – жадных до денег богатых людей. Внешний вид, приписываемый евреям, делает их Другими, Чужими, аутсайдерами».
Уровень антисемитских настроений и преступлений опять достигает рекордного уровня во всем мире, и пришло время детально изучить антиеврейские предрассудки, в том числе ложный стереотип о том, что у евреев необычно большие носы. Честь первооткрывателя этого старого оскорбления не принадлежит Netflix.
Я с нетерпением жду возможности посмотреть «Маэстро», когда он выйдет, и я уверена, что Брэдли Купер отлично справится с ролью Леонарда Бернстайна. Я просто хочу, чтобы он потерял фальшивый нос.
Aish.com, перевод Марии Якубович