В грядущем году евреи во всём мире будут праздновать 75-летие возрождения Государства Израиль. Сейчас канун Хануки - праздника Света и Б-го Чуда, праздника героизма еврейского народа. В первые годы воссозданному Государству в Эрец Израэль многого не доставало: еды, жилья, оборудования, дорог, машин, кораблей, мира и процветания. Всё пришлось создавать, строить и отвоёвывать заново. Зато в стране собрались со всей Земли «дети рассеяния», прибывшие оказать помощь ишуву канувшей в прошлое Подмандатной Палестины.
Все они - и новые олим, и давние переселенцы, и коренные жители Святой Земли, были люди замечательные, готовые на жертвы и подвиги ради вновь обретённой страны! Правительство во главе с Бен-Гурионом, несмотря на тяжёлое положение в экономике и враждебное окружение, целенаправленно проводило многочисленные праздники, чтобы объединить людей в Народ и подчеркнуть огромное значение армии обороны, ЦАХАЛа, для Израиля. Все мероприятия были проникнуты вневременным символизмом, соединяющим далёкое прошлое евреев с расцветающим настоящим. И совершенно особым праздником стала Ханука 1948 года (5709 - по еврейскому календарю) - первая в новом Государстве.
С самого начала для основателей сионизма история борьбы Маккавеев служила примером и источником вдохновения.
— Новые Маккавеи подниматься ради битвы за Израиль! — предрекал Теодор Герцль.
— Они уже восстали, — полувеком позже провозгласил Владимир Жаботинский, — дети тех, чьим предком был Иуда Маккавей, лев среди рода своего!
Ахад ха-Ам, идеолог культуры сионизма, предваряя торжества по случаю первой Хануки ещё лишь только в его мыслях возникавшего Нового Израиля, прямо заявлял:
— Мы будем праздновать не только свершившееся почти 2000-и лет назад восстановление и освящение Храма. Мы отпразднуем возрождение того же самого Еврейского Народа, чья душа обрела силы для новой жизни!
Семисвечник из Иерусалимского Храма обрёл место на гербе страны. И огни Хануки, зажигавшиеся у тихого, семейного очага, полноводной рекой радости вышли из дверей отдельных домов на просторы Израиля, на его улицы и площади, на его дороги!
Вот о чём писал специальный бюллетень, выпущенный на иврите и английском — ведь ещё не все граждане освоили язык Святой Земли:
«Вчера в честь Хануки состоялся эстафетный забег с факелами. Факелоносцы взяли старт из Модиина, отеческого города рода Хасмонеев, где упокоился прославленный Маттитьягу с сыновьями. Спортсмены проследовали через Рамлу, где их восторженно встретили представители военного командования и еврейская молодёжь. После маршрут вёл к резиденции президента Израиля Вейцмана в Реховоте. Президент вышел из здания, чтобы лично приветствовать участников забега».
Из Реховота бегуны поспешили в Тель-Авив, к Большой Синагоге. Рядом с ней была установлена Менора. От принесённого из Модиина факела зажгли шамаш. Наступило время первой свечи. Празднество продолжилось у здания общества спортивного движения «Маккаби», где ранее состоялось открытие представительной международной конференции и выступил с речью премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион:
— Мы живём во времена, когда Исход из Египта оборотился вспять. Наша Армия продолжает борьбу Маккавеев за свободу и независимость!
Бен-Гуриону устроили овацию — собравшиеся знали, что он говорил о войсках Израиля, вставших стеной на Синае и в эти праздничные дни отражающих атаки врага!
В ту первую
Хануку особое внимание уделялось воинам ЦАХАЛа, оставившим родину ради того, чтобы защитить Еврейское Государство и его граждан. По всей стране — на военных базах, в киббуцах, поселениях, городах, — проходили встречи, вечера, собрания, на которые обязательно приглашали «одиноких солдат» и просили их поделиться своими историями. Ведь они прибыли из более чем 50 стран — евреи со всего мира, жившие среди разных народов и принадлежавшие к разным слоям общества!
Молодое государство призывало все гражданские службы, всех израильтян поддержать героических олим.
В те дни воинов, которые были на излечении в госпиталях, в увольнении или ждали отправки на фронт, израильтяне искренне и сердечно приглашали к себе домой: разделить радость, угощение и уют семьи. Их просили зажечь одну из свечей меноры и учили читать благословения:
— Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать ханукальный огонь!
И люди, побывавшие не в одной битве, не раз смотревшие в лицо смерти (некоторым довелось и баланды хлебнуть в фашистских лагерях!), не могли сдержать слёз. Кто-то вспоминал своё детство и родных, сгинувших в пекле Холокоста. А для кого-то, как и для Возрождённого Государства, эта Ханука стала первой в жизни.
P.S.
Очевидцы рассказывали, что президент Вейцман, вышедший приветствовать бегунов, обошёлся без торжественных речей. Он принял факел у одного из спортсменов и взметнул его вверх. От ветра пламя, лизнув жаркими языками темнеющее небо, вспыхнуло ярче.
Свет разогнал сгущавшийся сумрак. Президент громко произнёс:
— Сегодня первая Ханука в Еврейском Государстве за две тысячи лет. Дух Маккавеев вновь правит маленькой страной, у которой, я верю, великое будущее!
Те, кто стоял ближе, видели: по его щекам скатились медленные капли. Дождя не было.