Когда-то на Хануку мы носили пальто и шарфы, а сейчас люди в декабре ходят на пляж, пишет Haaretz.
«В Тель-Авиве не делают зиму» – шутливое название трех видеороликов, которые, как надеется муниципалитет, побудят туристов из Европы посетить город. Но ситуация на самом деле трагична. В то время как европейцы начинают замерзать, в Израиле летняя погода продолжается до декабря, и мы вынуждены прощаться с зимой, какой мы ее знали.
Мы помним, как когда-то в это время года мы носили пальто, шарфы, сапоги – а сегодня бродим в рубашке с короткими рукавами по теплым берегам Средиземного моря.
Исследование, опубликованное недавно Широй Раве-Рубин, шефом группы динамической метеорологии Института Вейцмана, показывает, что в последние 15 лет в Израиле зимой стали появляться «острова» летней погоды. В декабре 2020 года было даже несколько дней, когда температура достигала 30 градусов.
На погоду в Израиле влияют потоки холодного воздуха, которые приходят из Европы и проносятся над Средиземным морем. Северный полюс становится теплее, дующие с него ветры также мягчают. И впереди маячат ужасные последствия климатического кризиса.
Фото: Hadas Parush
«Мы прошли примерно треть пути к наихудшему климатическому сценарию, — говорит Даниэль Розенфельд, эксперт в области климатической инженерии из Еврейского университета в Иерусалиме. — Зимы будут становиться короче, будут больше напоминать осень или весну. В Израиле уменьшится количество дождливых дней, но интенсивность осадков повысится, то есть усилится вероятность сильных штормов и наводнений. Количество доступной воды снизится из-за увеличения испарения в результате более высоких температур. Будет происходить процесс высыхания: Земля станет более желтой и менее зеленой. Летом будет душно на побережье, жарко и сухо в горах».
И все же, несмотря ни на что, Розенфельд находит поводы для оптимизма. «В Израиле мы, вероятно, сможем решить большую часть проблем благодаря опреснению морской воды, ирригации, кондиционированию воздуха и защите от повышения уровня моря, обеспечиваемой прибрежными скалами. Израильтяне, безусловно, могут чувствовать себя немного лучше по этому поводу. Однако это не уменьшает остроты кризиса в мире в целом».
Одним из результатов климатических изменений является постепенный упадок сельского хозяйства.
Мы встречаемся с Бат-Ами Сорек, одной из первых и самых уважаемых в Израиле фермеров, занимающихся органическим земледелием. Сорек в отчаянии вздыхает: на прошлой неделе тоже не было дождя.
Отсутствие настоящей зимней погоды влияет на сельское хозяйство на нескольких уровнях, поясняет Сорек: «Первый — то, что либо дождя нет вообще, либо сразу много, и это сводит урожай с ума. Мы используем капельное орошение, поэтому перерыв в дождях не является разорительным, но это определенно дорого: наши экономические расчеты обычно исходят из того, что зимой нам не нужно поливать посевы. Более того, нельзя сравнивать вкус овощей после хорошего дождя и после полива. Это небо и земля. Сельскохозяйственные технологии, которые мы разработали, позволяют нам обходиться без дождя, овощи выживают, но они несчастливы».
Существует также вопрос температуры: зимние фрукты нуждаются в холодных ночах для развития. «Два года назад не было ни похолоданий, ни фруктов», — говорит Сорек.
В документе, опубликованном в 2019 году Министерством сельского хозяйства и развития аграрных районов под названием «Подготовка сельского хозяйства Израиля к изменению климата», содержится предупреждение: подготовка должна начаться немедленно, чтобы противостоять «изменениям в количестве и качестве продукции, снижению доступности воды, ускорению процессов истощения почвы, колебаниям сроков посева и посадки, увеличению масштабов и интенсивности вредителей и болезней».
Фото: Hadas Parush
Сорек говорит, что на своих полях уже сталкивается с этим: «Еще один аспект пугает нас больше всего. Наши озимые посевы внезапно поражаются новым грибком, в декабре мы имеем дело с болезнью листьев, нетипичной для этого сезона. Или рои саранчи внезапно прибывают с юга. В этом году на наши кукурузные поля обрушился новый для нас вредитель. Есть ощущение, что все сошло с ума. Насекомые не виноваты: и вредные, и полезные просто пытаются выжить в этом климатическом безумии, поэтому и перемещаются с места на место».
«Безумие», охватившее сельское хозяйство, также оказывает прямое и косвенное воздействие на экономику: приводит к увеличению расходов сельхозпроизводителей и соответственно к росту цен на фрукты и овощи. Претензии, которые фонд KANAT (страховой фонд природных рисков в сельском хозяйстве, партнерство 50:50 между израильским правительством и аграрными маркетинговыми советами) вынужден выплачивать из-за потери дохода из-за изменения климата, растут с каждым годом. В прошлом году, например, он выплатил в общей сложности 130 миллионов шекелей (38 миллионов долларов) примерно 4200 аграриев, подавшим заявки из-за исключительно теплой зимы. Это на 30 процентов больше, чем за зиму 2020 года.
Тем не менее в документе Министерства сельского хозяйства присутствует оптимизм: «В последние десятилетия мы наблюдаем повышение производительности сельского хозяйства без изменения количества используемой воды».
Действительно, имя «Израиль» стало нарицательным, когда речь идет о достижении эффективности сельского хозяйства при минимальном использовании воды. 70 процентов посевов в стране сегодня орошаются очищенными сточными водами, что является самым высоким показателем в мире. Капельное орошение, израильское изобретение, вызывающее гордость, также повышает эффективность использования воды, поскольку направлено на корни растений. Мы можем преодолеть нехватку воды, несмотря на глобальное потепление. Но как насчет остальных стран?
Географ Авнер Гросс, преподаватель Школы устойчивого развития и изменения климата в Университете им. Бен-Гуриона в Негеве, предупреждает, что нам следует больше об этом беспокоиться: «Израиль — развитая страна, способная справиться с жаркими зимами. Но Иордания, Ливан, Ирак и Египет — страны с более острым дефицитом водных ресурсов, чем Израиль, у них почти нет доступа к опресненной воде и они более чувствительны к потерям урожая. Поэтому уменьшение количества осадков может привести к политической дестабилизации в этих местах — и напрямую коснуться нас».
Фото: Hadas Parush
Мы, люди, не одиноки в мире, и многие другие живые существа тоже отчаянно нуждаются в зимней погоде. В отчете «Состояние природы» за 2022 год, подготовленном Национальной программой оценки природы Израиля, говорится: «Из-за изменения климата происходят значительные изменения в распределении видов, физических характеристиках животных и закономерности деятельности растений и животных».
В Средиземном море, которое за последние 40 лет нагрелось примерно на 1,5 градуса, что значительно превышает средние глобальные темпы потепления океана, многие виды рыб и морских млекопитающих вымерли, а многие другие находятся на грани. «Ожидается, что из-за потепления Средиземного моря к концу XXI века вымрет около одной пятой видов рыб, эндемичных для этого моря», — предупреждают авторы доклада.
С другой стороны, есть существа, которые в более теплые зимы чувствуют себя лучше. Среди них комары, тараканы, муравьи и мыши. Чем больше жарких дней в году, тем больше этих надоедливых товарищей.