|
Яков Скворцов
Яков Скворцов

Премьера оперы «Теодор», посвященной основоположнику сионизма, состоится в Тель-Авиве

Премьера оперы «Теодор», посвященной основоположнику сионизма, состоится в Тель-Авиве

Возмущенный усилением антисемитизма, венский репортер работает над книгой, которая решит еврейский вопрос. Единственное, что дает его лихорадочному уму разрядку, — это вечерний поход в оперу. Это одна из ключевых концепций «Теодора», новой ивритоязычной постановки в Израильской опере в Тель-Авиве, которая изображает жизнь и борьбу Теодора Герцля.

Используя сюжетный прием, при котором пожилой Теодор (Одед Райх) ведет диалог с молодым (Ноам Хайнц), либреттист Идо Риклин и композитор Йонатан Кнаан вместе с дирижером Нимродом Давидом Пфеффером создали многослойную оперу, которая предлагает историческую перспективу сионизма, а также истории музыки.

Столкнувшись с растущей волной антисемитской ненависти, развязанной «делом Дрейфуса» 1894 года, Герцль приступил к работе над книгой, которая, как он надеялся, решит еврейский вопрос. Единственным утешением, которое он себе позволял, было вечернее посещение оперы, где он наслаждался вагнеровским «Тангейзером».

Результатом стала книга «Еврейское государство» (Der Judenstaat). Только в ретроспективе эта работа воспринимается как продолжение более ранних призывов к созданию еврейской национальной территории, таких как эссе Льва Пинскера «Автоэмансипация» (1882).

Вагнер был ярым антисемитом и одним из первых поддержал идею о существовании еврейской расы, обладающей духовными качествами, которые отличают ее от немецкой. Однако Герцль искренне восхищался оперой Вагнера, и ее фрагмент даже можно услышать в соответствующей сцене.

Это говорит о личных трудностях и проблемах Герцля, который искал решение проблемы евреев. Должны ли евреи массово принять христианство, как, например, Феликс Мендельсон, который был крещен в возрасте семи лет? Посвятив себя еврейской нации, Герцль пренебрегал своей женой Юлией (Яэль Черни) и детьми.

«Как и все оперы, — сказал Пфеффер газете The Jerusalem Post, — эта также была написана и поставлена с учетом относительных достоинств исполнителей».

Черни, например, попросила добавить в ее партию элемент «Герцль говорит». Используемое израильскими детьми как вариант игры «Simon Says», это дополнение придает опере черты иронии.

«Сегодня, через несколько поколений после создания еврейского государства, — отметил Пфеффер, — мы живем в реальности, созданной Герцлем. Он — патриарх, пророк, увидевший возможности этой нации».

«В музыке, — продолжил он, — нас трогает и даже заставляет плакать сочетание слов и музыки, сочетание различных частот. Вот почему опера является в высшей степени абстрактным видом искусства: музыка окрашивает слова, а слова, в свою очередь, влияют на музыку».

Один из ключевых моментов оперы — попытка молодого Герцля (Хайнца) вступить в «Альбию», студенческое общество для молодых патриотически настроенных студентов. Чтобы быть принятым, нужно было доказать свою доблесть в фехтовальном поединке. Герцль делает это и принимается, но позже его отталкивают яростные антиеврейские взгляды, выраженные главой организации Германом Баром (Яир Полищук).

Эту часть оперы, когда Бар говорит о евреях как об источнике всего зла, сопровождает «очаровательная, завораживающая музыка», — объяснил Пфеффер. Это было сделано для того, чтобы зрители почувствовали, почему подобные направленные против меньшинств взгляды, высказываемые сегодня, могут быть соблазнительными. «Музыка настолько красива, что можно понять, почему люди на нее ведутся», — отметил он.

Кнаан построил музыкальный ряд оперы таким образом, что в ней есть отсылки, например, к Шопену и Курту Вайлю, но также и к ранним израильским композиторам, которые хотели создать музыку этой земли, например, Саше Аргову, и далее к Авиву Гефену и рок-группе «Машина».

«Моцарт сказал однажды: “В моей музыке есть что-то для всех”, — отмечает Пфеффер. — Работая над оперой о мы следовали этому принципу».

В известных операх, таких как «Тангейзер», дирижер подходит к произведению с точки зрения музыкальной традиции, сформированной прошлыми постановками и записями. «Здесь, — поделился Пфеффер, — есть обязательство стать первым исполнением, стандартом, с которого начнется прохождение этого произведения во времени».

Также помогает то, что с Кнааном и Риклином можно связаться для обсуждения и обратной связи по мере приближения работы к завершению.

«Для меня важно, чтобы читатели знали, что это не опера протеста, — добавил он. — Мы приглашаем зрителей разобраться с той же реальностью, с которой разбирался Герцль, и, возможно, взглянуть в зеркало, указывающее на то, где мы сейчас находимся по отношению к его видению. В конце концов, люди посещали оперу и во время дела Дрейфуса. За стенами оперного театра всегда что-то происходит».

Премьера оперы «Теодор», исполняемой на иврите с английскими титрами, состоится в среду, 10 мая, в 19:30 и продлится до понедельника, 15 мая, в 20:00. Билеты стоят от 195 до 445 шекелей в зависимости от места. Израильская опера находится в Тель-Авиве по адресу 19 Shaul Hamelech St.

В воскресенье, 14 мая, и в понедельник, 15 мая, зрители приглашаются на Opera Talkback для обсуждения произведения с исполнителями после окончания спектакля.

Похожие статьи