Несмотря на 97-летний возраст, выдающийся израильский историк Холокоста Иегуда Бауэр продолжает работать. Он переводит документы для «Яд Вашема» и работает над новой книгой, которую планирует выпустить к следующему году.
Его перу принадлежит более 40 книг о Холокосте и антисемитизме. Его ранние исследования были посвящены организованному сопротивлению евреев нацистскому режиму, но в последних работах он затрагивает более широкие темы антисемитизма и исторического значения Холокоста.
Назревший вопрос о том, будут ли помнить о Холокосте будущие поколения, похоже, не волнует Бауэра. Его больше беспокоит искаженное представление о нем, пишет Times of Israel.
Цифры подтверждают опасения Бауэра по поводу искажения исторической картины: Опросы, проведенные в США и Европе, показали, что значительная часть населения не имеет базовых знаний о Холокосте и, хотя и не занимается откровенным отрицанием, часто повторяет мифы о геноциде. По мнению Бауэра, израильтяне также не застрахованы от этих этим ложных представлений.
«Память о Холокосте нередко сохраняется в искаженном виде, с недопониманием, неправильными выводами и неверным анализом. Но она всегда есть», — считает он. Виноваты в этом ошибочном анализе, по мнению Бауэра, израильские политики, «к какому лагерю они не принадлежали бы, но особенно правые. Они интерпретируют его в националистическом ключе. Они используют Холокост как инструмент политики. Особенно это касается премьер-министра. Он не имеет ни малейшего представления, просто не знает, что произошло. Он имеет дело с Ираном, он что-то знает об Иране, но он ничего не знает о Холокосте».
В прошлом Бауэр критиковал Нетаньяху за его высказывания о Холокосте, в том числе за его печально известное утверждение, что идея геноцида европейского еврейства возникла у Гитлера только после его встречи с муфтием Иерусалима Амином аль-Хусейни. Бауэр исправил эту ошибку, отметив, что немцы начали уничтожать евреев за полгода до встречи Гитлера с муфтием.
Раздраженный «националистическими речами», звучавшими на ежегодной мемориальной церемониии в «Яд Вашеме» в День памяти жертв Холокоста, Бауэр принял решение бойкотировать это мероприятие. «Речи, которые там произносились, были настолько глупыми, что я больше не мог этого выносить. Они всегда начинались со свидетельства, которое им кто-то предоставлял, а затем переходили к Ирану, палестинцам и так далее и тому подобное. Как будто это имеет какое-то отношение к Холокосту».
Бауэр родился в 1926 г. в Праге, а в 1939 г. иммигрировал в подмандатную Палестину. В молодые годы, до обретения Израилем независимости, Бауэр был членом социалистической партии МАПАМ и до 1948 г. примыкал к левому флангу партии, выступая против ее более националистических элементов, олицетворяемых бывшим командиром Пальмаха Игалем Аллоном, который впоследствии отделился от партии и создал свою собственную.
«Сначала я думал, что существует возможность создания двунационального государства [во время мандата], соглашения с прогрессивной, на мой взгляд, частью арабского общества. Я надеялся, что будет некое двунациональное соглашение, но понял, что это невозможно. Я стал теоретическим сторонником решения о двух государствах — я говорю теоретическим, потому что на практике оно не работает».
Бауэр еще более цинично оценивает перспективы мира сегодня, особенно при нынешнем правительстве, членов которого он называет «фашистами, воинствующими националистическими религиозными фундаменталистами и преступниками».
Высказываясь о министре национальной безопасности Итамаре Бен-Гвире, Бауэр провел резкую грань между понятиями «фашист» и «иудео-нацист» — термином, введенным его покойным коллегой Йешаяху Лейбовицем для обозначения ультраправых израильских националистов. «Лейбовиц впал в крайность, которую я не считаю правильной. Нельзя обвинять израильтян, даже религиозных фанатиков-националистов, в неонацизме».
Однако он согласен с Лейбовицем в вопросе о тяжелых последствиях продолжающейся военной оккупации Израилем Западного берега реки Иордан: «Мы оккупируем территорию с населением, которое нас ненавидит, и это не очень хорошо. До тех пор, пока у власти находится такое националистическое правительство, решить проблему невозможно. Любой человек в возрасте 18 лет, женщина или мужчина, вооруженный с ног до головы, может прийти в любой палестинский дом в три часа ночи и выбрать кого-нибудь, нанеся травму остальным членам семьи, особенно детям. Это, конечно, порождает оппозицию. Это рецепт для террористических атак против евреев».
Хотя Бауэр относится к национализму с крайним презрением, он сам подвергается подобной критике со стороны левых научных кругов на Западе за свою роль в формировании политики в отношении того, что является и что не является антисемитизмом.
Консультируя Международный альянс памяти жертв Холокоста с момента его создания в 1998 г., Бауэр участвовал в разработке Рабочего определения антисемитизма, которое все больше вплетается в политику, связанную с израильско-палестинским конфликтом.
Те, кто выступает против этого определения, утверждают, что оно направлено на замалчивание резкой критики Израиля, однако Бауэр с этим категорически не согласен: «В определении совершенно четко сказано, что несогласие с политикой израильского правительства не является антисемитизмом», — сказал он, не уточнив, на какую часть документа ссылается.
Историк преуменьшил свое участие в разработке определения, отметив лишь, что принимал участие в дискуссиях, предшествовавших его публикации. Тем не менее, он защитил его от критики: «Конечно, оно могло быть лучше. Любая вещь всегда может быть лучше. Это то, что получилось, и я считаю, что это лучше, чем ничего. Это было определенное развитие, и я принимал участие в нем, вот и все».
Он отметил, что Иерусалимская декларация об антисемитизме (альтернативное определение, подписанное и поддержанное левыми учеными) «противоречива в формулировках», и заметил, что вскоре после публикации она была забыта.
Определение IHRA было принято правительствами подавляющего большинства европейских стран и многих штатов США.
Бауэр рассматривает антисемитизм не только как еврейскую проблему, но и как на явление, влияющее на общество, в котором оно распространено. Влияние антисемитизма на общество, в частности, на нацистскую Германию, является главной темой его книги.
Хотя конкретные детали он не раскрыл, он упомянул, что книга будет посвящена меморандуму, написанному Гитлером в 1936 г. и призывавшему Германию вступить в войну.
Причиной была вражда с «большевизмом». Гитлер говорил, что единственной целью большевизма является «воцарение евреев в мире». Именно поэтому Германия «должна была вступить в войну». Так что антисемитизм был важным элементом и во всеобщей истории, считает Бауэр.
Ученый и раньше выступал с подобными речами, предупреждая мировых лидеров о том, что антисемитизм — «это не еврейская, а нееврейская болезнь, способная уничтожить не только евреев, но и народы, среди которых они живут».
Бауэр сообщил, что планирует закончить работу над книгой в течение года, и добавил, что надеется прожить достаточно долго, чтобы довести ее до конца.