Статья в журнале Atiqot, издаваемом Управлением древностей Израиля пытается ответить на вопрос убедительны ли археологические и исторические свидетельства существования еврейских гладиаторов в Римской империи?
Хаггай Ольшанецкий из Базельского университета перебирает археологические и исторические свидетельства существования еврейских гладиаторов в I–IV вв. нашей эры, времени наибольшего взаимодействия между еврейскими общинами и Римской империей.
Мы многое знаем о гладиаторах из исторических и археологических источников, многие видели культовый фильм «Гладиатор», читали книгу «Спартак». Однако мы неверно представляем суть гладиаторских игр. Нужно различать гладиаторов и людей, приговоренных к смерти на арене. Именно эта путаница привела к предположениям о еврейских гладиаторах, поясняет Ольшанецкий.
Термин «damnatio ad ludum» («обреченные на игры») относился к форме смертной казни в Древнем Риме. На арену выгонялись приговоренные к смерти беглые рабы, военнопленные и преступники, плохо подготовленные к смертельному бою друг с другом, свирепыми зверями или опытными гладиаторами. Эти казни были лишь «разогревом» перед гладиаторскими боями между опытными бойцами.
Невооруженные преступники вряд ли пережили бы такое обращение. Фото: Деннис Джарвис / Flickr
Свидетельства того, что евреи приговаривались к смерти на арене, особенно после Первого еврейского восстания, задокументированы в работах Иосифа Флавия – римского историка еврейского происхождения I века н. э. По вступлении Тита в Иерусалим друг его Фронтон «…выделил самых высоких и красивейших юношей для триумфа. Из оставшейся массы Тит ...большую часть раздарил провинциям, где они нашли свою смерть в театрах, кто от меча, кто от хищных зверей...» (Иудейская война, кн. 6, гл. 9, стих 2).
Выдающихся гладиаторов прославляли и превозносили. Некоторые римские источники предполагают, что императрица Фаустина, жена Марка Аврелия и мать Коммода, имела роман с гладиатором и родила от него ребенка. Считается, что иногда на арену выходили и всадники, и сенаторы, и даже императоры, хотя в таких случаях реальный вред наносить было немыслимо. Поэтому изображение сражающегося на арене императора Коммода в фильме «Гладиатор» не было таким уж надуманным.
Жизни хороших гладиаторов ценились в том смысле, что их обучение стоило больших денег. Владельцы прикладывали все усилия, чтобы они были в форме, здоровы и, главное, живы. Они были «активом», объясняет Ольшанецкий.
Многие из них были рабами или военнопленными, перед которыми забрезжила возможность освобождения; свободные люди из низших классов тоже вызывались сражаться, чтобы улучшить свою долю.
Антропологическое исследование 68 захоронений гладиаторов в турецком Эфесе показало, что они получали первоклассную медицинскую помощь. Об этом свидетельствуют хорошо зажившие переломы и профессионально выполненные ампутации. А изотопный анализ костей показал, что гладиаторы получали питательную вегетарианскую диету и добавки кальция типа костной золы для укрепления костей.
Существует теория, что такая богатая углеводами диета позволяла гладиаторам поддерживать здоровый слой жира, снижая вероятность опасных для жизни травм и одновременно допуская появление кровавых поверхностных ран, что делало зрелище более привлекательным для зрителей. Но все равно каждый бой был смертельно опасен: даже если боец оставался жив на арене, имелся риск значительной кровопотери или сепсиса.
Мозаика, изображающая римские развлечения 1-го века. Музей Джамахирии, Триполи, Ливия. С виллы Дар Бук Аммера (Злитен).
Вопреки устоявшемуся мнению, конечной целью не была обязательная гибель гладиатора. Многие успешные гладиаторы прожили долгую жизнь, создали семьи и накопили достаточно денег, чтобы их жены увековечили память об их смерти в камне. Гладиаторские надгробия подробно описывают их семейный статус, обстоятельства смерти, количество побед, поражений и ничьих.
Мурмиллоны (от murma – «морская рыба, пойманная в сети») с напоминавшим шляпу беотийским шлемом, большим щитом, поножами, нарукавниками и коротким римским мечом гладиусом часто сражались с ретиариями (retiarius – «боец с сетью»), вооруженными трезубцем, кинжалом и рыбацкой сетью. Ретиарий стремился одолеть противника, поймав его в сеть и нанеся ему удары трезубцем и кинжалом.
Иосиф Флавий свидетельствует, что самые ранние гладиаторские представления в Иудее относились ко времени царя Ирода, введшего в Иудее иностранные зрелища, построив амфитеатр в Иерусалиме. Ожесточенные сражения между дикими зверями и приговоренными к смертной казни людьми ради развлечения толпы еврейская община расценила как вопиющее нечестие.
Более поздняя раввинская литература еще больше подчеркивала это отношение. Однако, как и сегодня, неодобрение раввинов не обязательно отражает убеждения всего сообщества. Римские театры, обнаруженные в еврейских городах Сепфорис и Тивериада, и исследования раввинских текстов указывают на участие евреев в качестве зрителей, начиная со второго века нашей эры.
А четких доказательств существования еврейских гладиаторов нет. Одни лишь догадки.
1. Самая известная история – Шимона Бен Лакиша, более известного как «Рейш Лакиш», который был аморой (еврейским ученым) в III в. н. э. в римской Галилее. В раввинистических текстах о Лакише пишут, что он был убийцей до того, как стал раввином. А в Вавилонском Талмуде, систематизированном в Вавилоне через несколько столетий после смерти Лакиша, упоминается, что он продал себя «людимам». Слово объяснить не удалось, оно лишь сходно с латинским словом «людус» – игры, в том числе гладиаторские. Конечно, это далеко не доказательство того, что Лакиш имел отношение к гладиаторству.
2. На козырьке гладиаторского шлема, раскопанного в 2006 году в гладиаторской школе Помпей, изображены семилистная пальма, две грозди фиников и рогатый грифон. Пальма была еврейским символом на монетах I века н. э. Якобы это доказывает существование еврейских гладиаторов.
Однако Ольшанецкий отмечает, что пальмы встречаются на надгробиях гладиаторов, поскольку победителю боя вручали пальмовую ветвь как символ победы. То есть пальма может означать именно профессию гладиатора, а не его национальность.
3. Бет-Шеарим, еврейский некрополь и национальный парк в Галилее, служил действующим еврейским кладбищем от эпохи Ирода до византийского периода. Там сохранились богато украшенные погребальные пещеры. В одной обнаружены два рисунка. Первый (III в. – начало IV в. н. э.) снабжен надписью «Германус Ицхак из Пальмиры» и изображает мужчину в нарядной тунике, держащего копье. Управление природы и парков Израиля назвало пещеру «Пещерой еврейского гладиатора».
Граффити, изображающее гладиаторов в погребальной пещере некрополя Бет-Шеарим в Галилее. Фото: Рона Эвиасаф
Однако Ольшанецкий утверждает, что, учитывая хорошо документированную историю еврейской службы в римской армии и учитывая, что римские солдаты в то время часто изображались без доспехов, а только в туниках, не следует исключать то, что Германус просто-напросто был солдатом. Более того, гладиаторы, кроме гопломахов, не использовали копья, но гопломахи были тяжело вооружены. «Хотя он мог сражаться со зверями», – надеется Ольшанецкий.
Были обнаружены еще два рисунка с «гладиаторами», одно в той же пещере в Бет-Шеариме: две фигуры, похожие на ретиария и мурмиллона, запутавшегося в сети ретиария. Второй – в другом погребальном комплексе: пять мужчин, один держит сеть, все пятеро вооружены трезубцами.
Оба рисунка не дают понимания, представляют ли они занятие захороненных или они – просто украшение. Потому что тогда рисунки с гладиаторами были распространенным декоративным мотивом для предметов повседневного обихода. Как тыквы и черепа во время Хэллоуина.
Есть существенные доказательства того, что евреев казнили на арене и что они наслаждались гладиаторскими играми как зрители (несмотря на неодобрение раввинов). Но вопрос о еврейских гладиаторах продолжает висеть в воздухе, заключает Ольшанецкий.
Пер. Марии Якубович
Источник: haaretz.com