Спустя сорок один год после того, как была обнаружена каменная табличка, инновационная технология помогла ученому расшифровать текст.
«Теперь ясно, что эта надпись связана с великим водным проектом царя Хизкияху, а также с семью другими надписями Хизкияху, которые были обнаружены в Городе Давида и в Силоамском туннеле», – утверждает профессор факультета библейских исследований Хайфского университета, глава Института исследований Торы и древней истории в Реховоте Гершон Галиль. – Надпись свидетельствует об огромной власти Хизкияху и о злобе его противников, которые после смерти царя намеренно повредили его надписи, пытаясь запятнать его память и стереть его достижения».
Для тех, кто не знает или забыл Тору и историю, напомним: в VIII веке до н. э. народ Израиля был разделен на два царства: Израиль и Иудея. Царь Иудеи Хизкияху (Езекия) жил в трудную эпоху, его страна была в вассальной зависимости от Ассирии. А невыносимое давление со стороны филистимлян вынудило сражаться с ними.
«Хизкияху принял стратегическое решение восстать против Ассирии и вступить в союз с Египтом, – объясняет Галиль. – Это в некоторой степени аналогично тому, как Израиль разорвал бы связи с США в пользу оборонного пакта с Китаем». В ответ в 701 г. до н. э. ассирийский царь Сеннахирим (Синаххериб) начал подавление восстания.
Чтобы подготовить Иерусалим к осаде, Хизкияху возвел стену толщиной около семи метров, часть которой можно увидеть в Еврейском квартале, и построил впечатляющую систему водоснабжения, в том числе Силоамский туннель. Причем отвод воды из источника Гихон через туннель в бассейн внутри Иерусалима – не самая удивительная часть этого проекта. Найден канал, возвращавший воду из бассейна в подземный водоносный горизонт Гихона, создавая замкнутый контур, предотвращающий потерю воды и ее поступление ассирийцам. Это беспрецедентное достижение для того периода времени».
– Тора описывает огромную дань, уплаченную Ассирии. Как это согласуется с силой, которую вы приписываете Хизкияху?
– Описания в Торе и, например, в ассирийской клинописной «Призме Тейлора» («Цилиндре Синаххериба») подтверждают, что Ассирия не завоевала Иерусалим. В обоих описаниях упоминается огромная дань, тонны золота и серебра, которую Хизкияху заплатил Ассирии. Если после строительных проектов и выплаты дани у него все еще остались деньги, чтобы продолжить свое правление, это указывает на то, что он остался богат.
Вернемся к надписи, обнаруженной к югу от Храмовой горы в 1982 году. Это каменная табличка 27 на 23 см, примерно с лист бумаги А4, на которой сохранились 25 красиво выгравированных букв, разделенных на четыре строки. Много лет исследователи безуспешно разгадывали исходный текст, опираясь на обычные изображения надписи.
Рисунок надписи, выполненный Галилем
Интерпретация профессора Галиля стала возможной благодаря передовой технике визуализации профессора Моше Кейна, главы Иерусалимского института исследований и цифрового документирования культурного наследия Академического колледжа Хадасса.
Профессор Кейн объясняет: «Были использованы два метода цифрового изображения: фотограмметрия и RTI. Фотограмметрия – это процесс 3D-фотографии, позволяющий детально и тщательно изучать содержимое со всех возможных углов. RTI (преобразование отражения) – вычислительный процесс на основе серии изображений при различных условиях освещения и фиксированной позиции камеры с целью интерактивного выявления характеристик сфотографированной поверхности. Оба метода сегодня популярны в археологии для выявления и расшифровки символов и букв на камне, металле, керамике и подобных материалах».
Интерпретация надписи от профессора Галиля:
1. [...] снизу. В сторону. В скале высечено]
2. [туннель. Двести тысяч локтей в длину. Вода [вода доставлена в город]
3. [...по восхождению.] В глубине [земли...]
4. [...мужчины оттуда] были перемещены. Часть серебра [и золота была накоплена]
Силоамский туннель периода Второго храма (Иллюстрация: Шалом Квелер, Архив города Давида)
«В других надписях времен Хизкияху, которые должны были прославить царя, было четыре важных темы – водный проект, накопленное большое количество серебра, война против филистимлян и царская религиозная реформа, – говорит Галиль. – Я попытался увидеть, появляются ли эти темы и здесь. Слово “вода” указывает на водный проект. Конец четвертой строки – о серебре, относится ко второй теме из четырех. Это прочтение также основано на надписи Хизкияху, найденной в Городе Давида, первая строка которой гласит: “...накопил серебро”, и описанию в 4 Царств, 20:13.
Мое внимание привлекла первая часть четвертой строки. В то время этот глагол использовался для обозначения выкорчевывания или перемещения, как видно из еврейских текстов, таких как Второзаконие, 28:63 («и извержены будете из земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею»). “[Мужчины оттуда] были перемещены” – перемещение людей после войны, третья тема из четырех. В “Цилиндре Синнахериба” повествуется о пленении царем Хизкияху Пади, филистимлянского царя Аккрона.
– А как насчет религиозной реформы, четвертой темы?
– Тема не отражена в этом фрагменте, который, вероятно, представляет лишь около десятой части исходного камня. Реформа упоминается в других надписях из Иерусалима, которые я недавно расшифровал.
– Возможно ли, что народ Иудеи, недовольный Хизкияху, специально стремился повредить табличку?
– Это возможно. Такая практика была распространена на Древнем Ближнем Востоке.
Что касается потрясений, последовавших за смертью Хизкияху и приходом к власти сына его Манассии, профессор Галиль объясняет: «Мы должны помнить, что Манассии в начале его правления было всего 12 лет, и по-настоящему правили высшие чиновники, которые были противниками Хизкияху – так как он ограничивал их власть, а также обязал людей поклоняться только Г-ду, запретив поклонение Ашере и медному змею (Нехуштану).
В знаменитой Силоамской надписи противники тоже пытались стереть память о царе Хизкияху. Даже новые надписи, которые мы недавно обнаружили в Силоамском туннеле, были объектом преднамеренного искажения. Однако попытка стереть их не была достаточно тщательной, и они все равно остались читаемыми.
В этом же случае кто-то разбил надпись, которая первоначально была, вероятно, около 120 см в ширину и 50–60 см в высоту. Части надписи сбросили со стены на Храмовой горе, где одна из этих частей и пролежала в ожидании своего открытия и расшифровки более 2700 лет.
Профессор Гершон Галиль
Расшифрованная надпись будет опубликована в следующем году вместе с семью другими надписями Хизкияху в новой книге профессора Галиля и Эли Шукрона «Надписи Езекии, царя Иудеи». Книга будет выпущена на иврите и английском языках в рамках новой серии «Свиток книги» Института библейских исследований и древней истории.
Пер. Марии Якубович
Источник: ynetnews.com