|
Яна Любарская
Яна Любарская

«Как и все, побежали в укрытие». Хроника войны в Израиле

«Как и все, побежали в укрытие». Хроника войны в Израиле

Газета «МК-Израиль» сообщает, что по состоянию на 21-е октября израильская полиция опознала еще 765 гражданских лиц, погибших в ходе конфликта с ХАМАСом. Ну а лидеры десятков стран приняли участие в саммите в Каире, где обсуждались пути прекращения боевых действий и достижения прекращения огня в условиях растущей обеспокоенности перерастанием войны с ХАМАСом в крупный региональным конфликт. Мне удалось лично пообщаться с несколькими израильтянами, жителями Сдерота, Ашкелона, Ришона-ле-Циона, Петах-Тиквы. От их рассказов становится невероятно жутко, поражаешься огромной силе и мужеству этих людей, переживающих эту страшную войну.

***

А начать хочется с того, что большая часть жителей Сдерота, пострадавшего за последние две недели от 75 прямых попаданий ракет, покинула свои дома. Это первая в истории Израиля эвакуация целого города. Сдеротцев было решено отправить в отели Тель-Авива, Иерусалима, Эйлата — благо, средства на это выделило правительство при поддержке граждан. При этом, по оценкам заместителя мэра Сдерота Элада Калими, около десяти процентов жителей остались в городе либо по собственному выбору, либо из-за трудностей, связанных с переездом. Например, один мужчина из Сдерота пожилого возраста не захотел оставлять своих домашних животных и искать с ними новое пристанище, эвакуировалась лишь его жена. Он говорит, что некоторая часть магазинов в городе все еще функционирует, и он может их посещать, приобретать там еду себе и корм для своих домашних питомцев. Поговорим также с одной из жительниц этого прифронтового города, пожелавшей остаться неизвестной. От ее сообщений наворачиваются слезы на глаза: «Я сейчас со всей своей семьей нахожусь у своей дочки в Петах-Тикве. Слава богу, мы живы. У нас здесь кидают ракеты, уже до Тель-Авива. Напавшие на нас 7-го октября боевики заставили одного местного мальчика стучать к соседям, чтобы они открывали ему двери, и несчастных сразу же расстреливали. У моей подруги похитили ее маму, мужа и двоих детей. А у моего брата был друг, и всю его семью жестоко убили хамасовцы. Их нашли: у главы семейства все тело изрезанное, его жену уничтожили выстрелом в голову, пятилетнего мальчика эти звери задушили. Позже, опознали тело их дочки, восьмилетней девочки, ее тоже похоронили. Как это произошло? Они отдыхали на море, в палатках, с детьми…»

Власти также планируют эвакуировать жителей соседнего Ашкелона. Оба города — ближайшие к сектору Газа. Интенсивность обстрелов Ашкелона настолько высокая, что знаменитый «Железный купол» с трудом справляется с нагрузкой, к сожалению есть прямые попадания в жилые дома, в больницу, в автомобили. Благодаря усилиям мэра Ашкелона Томера Глама, из города собираются вывезти граждан, не имеющих защиты, пожилых и одиноких. Представители мэрии обещают связаться с записавшимися для проверки права на эвакуацию, и, если гражданин отвечает критериям, ему будет передана дополнительная информация.

Пресс-служба мэрии Ашкелона также объяснила, что процесс эвакуации начнется на будущей неделе и будет производиться в несколько этапов, из-за высокого спроса на гостиницы в настоящее время и низкой доступности номеров, ввиду ситуации в сфере безопасности: «Эвакуация ашкелонцев будет осуществляться автобусами, имеющие на нее право будут проинформированы в персональном порядке. Сотрудники мэрии будут сопровождать эвакуируемых, вплоть до их регистрации в гостиницах и дождутся их вселения непосредственно в номера, чтобы оно прошло оптимальным образом».

Кроме этого, Томер Глам сообщил, что Ашкелон стал городом-призраком: «Магазины и другие бизнесы не работают, убытки от военных действий исчисляются сотнями миллионов шекелей», — добавил он. Однако не все ашкелонцы готовы переехать в более безопасные места. Например, одна местная жительница рассказала, что она и ее семья останутся в обстреливаемом городе «по идеологическим причинам».

Не собирается покидать Ашкелон и мой дальний родственник, отец двоих детей Максим (имя изменено по его просьбе). Когда-то он прошел срочную службу в Армии обороны Израиля, а сегодня работает и живет в собственной квартире, в многоквартирном доме, и с 7-го октября бóльшую часть своего времени проводит в специальной укрепленной комнате (мамаде), не имея возможности ходить на работу. На момент записи нашей беседы он сообщил, что с начала операции «Железные мечи» выходил в магазин за продуктами только один раз.  

Я: А купол отрабатывает, хоть наполовину? Состоится ли эвакуация Ашкелона?

М: Конечно, отрабатывает, но осколки никто не отменял, они падают повсюду, в том числе во дворах соседних со мной домиков. Пока что ходят разговоры и о том, чтобы перевозить Ашкелон, но часть людей уже давно не здесь. А ты посмотри, что наши соседи раздули на весь мир! Якобы, мы разбомбили их больницу! Но на самом деле это их ракета дала сбой и упала на них.

Я: Что с заложниками, сохранят ли боевики их жизни?

М: Конечно, сохранят. Я уверен, что заложники живы, они боевикам нужны, как воздух, в целях обмена.

Я: Какой у тебя сейчас выход? Cидеть в мамаде и ждать, пока в Газе кончатся ракеты? Как покупаешь продукты, удается ли ходить на работу?

М.: За все это время я один раз вышел в магазин, а на работу здесь никто не ходит. Выходов много, но пока — это то, что мне остается делать.

Сигналы воздушной тревоги часто звучат и в городе Ришон-ле-Цион, расположенном в центре страны, предупреждая население о ракетных обстрелах. Именно в нём и поселилась моя дальняя родственница, мама с дочкой, новая репатриантка, переехавшая в Израиль не так давно: «Привет! Слушай, я совсем не тот человек, у кого есть смысл брать интервью: я не читаю новости на иврите и не знаю никаких подробностей. А у нас самих что?! Как и все, побежали в укрытие», — бодро ответила мне она. О том, чтобы на период войны хоть ненадолго вернуться в Россию, она и слышать не хочет: «Я знала, куда еду».

«Вы сейчас видите Газу издалека, вы скоро вы увидите ее изнутри. Приказ придет»,— заявил в четверг министр обороны Израиля Йоав Галант высокопоставленным командирам во время посещения Южного военного округа. В том же районе находился и премьер-министр Биньямин Нетаньяху, который отправился в четверг на приграничные с сектором Газа территории, чтобы проверить боевой дух военных.

А президент США Джо Байден в минувшие часы обратился к двум, освобожденным в пятницу американским заложникам, маме и дочери: «Я рад, что вас там больше нет, мы выведем их всех». Напомню, что 17-летняя Натали Раанан и ее 59-летняя мать Джудит были переправлены через контрольно-пропускной пункт Рафах в Египет, где их встретили израильские силы безопасности, говорится в заявлении канцелярии премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, поступившем поздно вечером в пятницу.

Израильскиий политолог, публицист, общественный деятель, дипломат Михаил Пелливерт  в своем телеграм-канале задается вопросом, знают ли жители Газы, пользующиеся в секторе, в основном шекелями, кто такие Черниховский, Альтерман и Лея Гольдберг и сообщает нам о том, что Армия обороны Израиля объявила об эвакуации жителей еще 14 населенных пунктов севера, близ ливанской границы: «Местные жители будут вывезены за счет государства. Таким, образом буферная зона безопасности на границе Израиля и Ливана будет расширена с двух до пяти километров».

Похожие статьи