Презентованная 22 мая на Каннском кинофестивале цифровая 3D-копия «фабрики смерти» Освенцим, по всей видимости, произведет революцию в изображении немецкого концлагеря на экране, сообщает TVP World.
Используя новаторские технологии, была создана виртуальная реконструкция в масштабе 1:1 под названием «Картина из Освенцима», чтобы максимально повысить визуальную точность и при этом сохранить историческую целостность этого места.
«В связи с серьезностью места и действующими правилами в отношении охраны памятников съёмки в Мемориале Освенцима ограничены документальными фильмами», — отметил директор Музея Освенцима д-р Петр М.А. Цивиньский.
«Однако спрос на художественные фильмы об Освенциме постоянно растет, что отражает растущий интерес к трагической истории лагеря. Такие фильмы могут сыграть важную роль в повышении осведомленности и углублении эмоциональной вовлеченности в историю Освенцима и Холокоста».
Учитывая растущий интерес к съемках фильмов о Холокосте, музей профинансировал создание его цифровой копии, которая теперь будет доступна кинематографистам за лицензионную плату.
Раньше кинематографистов приглашали на территорию лагеря, но примерно четыре десятилетия назад этические и связанные с сохранением наследия проблемы привели к существенному ужесточению правил. Среди первых режиссеров, которым отказали, был Стивен Спилберг, которому для съемок «Списка Шиндлера» пришлось построить бутафорскую модель лагеря за пределами периметра Освенцима.
Тем не менее, хотя музей часто помогал съемочным группам, предоставляя подробные карты и планы, помогая им создавать реалистичные копии, абсолютная точность, а вместе с ней и достоверность, часто страда — теперь этого не будет.
Стремясь к абсолютной точности, каждый элемент лагеря был тщательно задокументирован и оцифрован: от печально известной таблички «Arbeit macht frei» над главными воротами до каждого столба ограды, кирпича и черепицы на крыше.
По словам сотрудников музея, таким образом открываются новые перспективы и ранее невидимые детали.
Хотя бюджет Спилберга позволял ему роскошь реконструировать части лагеря, для других кинематографистов это оказалось финансово невыгодным. Теперь «Картина из Освенцима» предоставит им возможность снимать сцены на убедительном цифровом фоне.
«Данные, которые мы собрали в лагере Освенцим I, не только сохраняют историю, но и защищают это место от забвения как цифровая капсула времени», — сказал Мачей Жемойцин, возглавлявший проект.
«Съемки в виртуальной версии Освенцима позволят всем кинематографистам рассказать его шокирующую историю, гарантируя 100% подлинность места. Мы надеемся, что это станет основой для значимых кинопроектов в будущем», — добавил он.
Для реализации проекта Жемойцин и его команда использовали инновационные технологии пространственного сканирования, позволяющие запечатлеть множество деталей.
«Для меня очень важным примером ценности этого проекта стало то, как мы просканировали так называемую березовую аллею в конце лагеря», — рассказал Жемойцин The Hollywood Reporter.
«Дело в том, что деревья, которые могут жить примерно столько же, сколько и человек, и были посажены еще во времена пребывания там нацистов, были срублены через неделю после того, как мы их просканировали».
Проект поддержали кинематографисты и люди, пережившие Холокост. На панельной дискуссии в Каннах польский режиссер Агнешка Холланд, принимавшая в ней участие онлайн, одобрила инициативу: «Мы должны позволить новым поколениям ознакомиться с самым мрачным моментом в истории Европы», — сказала она.
«Я поклонница новых технологий в кино. Я их не боюсь. Я думаю, что возможности пересказа этих историй безграничны. Я не боюсь, что технологии ограничат креативность и воображение. С чисто творческой точки зрения мы получим потрясающий инструмент», — продолжила она.
Всемирно известный фотограф Рышард Горовиц, сам переживший Освенцим, также выразил свою поддержку: «Хотя моя профессиональная карьера была связана с фотографией, а не с кино, меня очень интересовали спецэффекты. Вот почему меня в некотором роде увлекает проект создания виртуальной съемочной площадки, цифрового изображения исторического места Освенцима», — сказал он группе экспертов.
«Когда я был в лагере Биркенау, мне было всего пять лет», — добавил он. «Фрагменты тех событий сохранились в моих воспоминаниях. Для меня очевидно, что мы должны сохранить все, что осталось от лагеря, для будущих поколений. Я думаю, что эта новая технология облегчит рассказывание историй из Освенцима, основанных на подлинности».
Войцех Сочевица, директор Фонда Аушвиц-Биркенау и модератор дискуссии, приветствовал проект по сохранению наследия Освенцима.
«Оцифровывая территорию лагеря, мы гарантируем, что его история не исчезнет с течением времени», — сказал он.
«Этот проект помогает сохранить историю Освенцима актуальной, делая ее доступной для изучения, и размышлений будущих поколений. Это яркий пример того, как культура и технологии могут работать вместе, чтобы защитить наше общее человеческое наследие от искажения и отрицания», — добавил он.
Однако проект все еще находится в стадии разработки: в ближайшее время команда Жемойцина завершит цифровую съемку интерьеров основного лагеря Аушвиц I, прежде чем переключить внимание на экстерьер лагеря Аушвиц II-Биркенау.
Ранее в этом году Освенцим отметил 80-ю годовщину своего освобождения. Основанный в 1940 году после первых успехов гитлеровского блицкрига, он изначально был местом заключения для польских «нежелательных лиц».
Позже он получил зловещую всемирную известность как эпицентр Холокоста. Истоиики пришли к выводу, что из 1,3 миллиона человек, отправленных в Освенцим, 1,1 миллиона погибли. И около миллиона из них были евреями. Ни один другой лагерь военного времени не видел столько смертей.