С обретением англичанами контроля над Палестиной, среди евреев распространилось мнение, что ишув не нуждается больше в самообороне.
— Мы стоим перед лицом новой власти, британской власти, — утверждал один из распространителей таких настроений, — Грабежи и убийства, злодеяния и насилие перестанут быть постоянными явлениями в жизни страны, и на их место придут порядок, суд, закон, дисциплина. Двух-трех полицейских будет достаточно для охраны имущества поселения...
Однако этим чаяниям не суждено было сбыться. Нападения арабских «соседей» лишь учащались. При этом еврейские отряды, защищавшие поселения, разоружались английскими чиновниками.
— В условиях войны, преследуемые и подозреваемые турецкими властями, мы хранили это оружие и стремились увеличить его количество, ибо видели в нем залог своей безопасности, — писал Дов Хоз, — А вот с освобождением страны мы этого средства лишились. Сегодня ни для кого не секрет, что наши «соседи» так не поступили!
После трагической гибели Иосифа Трумпельдора и его соратников при героической защите Тель-Хая, остро встал вопрос о создании массовой организации самообороны взамен Ха-Шомер («Страж»): его руководство турки с началом Мировой войны частью загнали в подполье, а частью пересажали или истребили.
Идею воплотили в жизнь основатели партии Ахдут ха-авода («Единство труда»): Давид Бен-Гурион, Ицхак Бен-Цви, Берл Кацнельсон.
В мае 1920 года Ха-шомер самораспустился, а в июне, на съезде Ахдут ха-авода было принято судьбоносное постановление:
«Сознавая важность и историческую ответственность дела, партия принимает на себя инициативу, возлагаемую на нее Ха-шомером, по обеспечению безопасности и сохранению национального и социального содержания всенародной обороны страны путем объединения преданных делу рабочих, бойцов еврейских батальонов и евреев, служащих в полиции, в организацию Хагана («Оборона»). Съезд признает, что Хагана должна постоянно быть в распоряжении ее участников и обеспечивать принятие в ее состав каждого подготовленного человека, согласного взять на себя бремя обеспечения безопасности».
Было также решено, что в первый комитет новой организации войдёт последний состав совета Ха-шомер: Исраэль Шохат, Иосеф Нахмани и Иссахар Ситков. К ним добавятся представители еврейского батальона — Элияху Голомб и Дов Хоз. Так 105 лет назад, 15 июня 1920 года родилась Хагана.
Первым делом руководство «Обороны» озаботилось кадрами: были учреждены специальные командирские курсы для сержантов и офицеров организации. После исследований о методах военной подготовки в разных странах, Хагана за основу взяла британскую систему. Рекрутов учили обращению с винтовкой, пистолетом, ножом, метанию гранат, рукопашному бою.
Уже через год Хагана показала свою эффективность. В Иерусалиме арабские националисты готовили показательный погром в еврейском квартале. Но отряды Хаганы заранее проникли в город, смогли тайно пронести оружие и самодельные бомбы. Когда толпа в тысячу человек, науськанная проповедниками, уже неслась к еврейскому кварталу грабить и убивать, на её пути встали отважные бойцы «Обороны». Хватило одного меткого выстрела, уничтожившего предводителя погромщиков. Поняв, что лёгкой поживы не будет, толпа бежала, выместив свою ярость и позор на встреченных евреях.
Британская полиция нехотя арестовала нескольких погромщиков и трёх юношей-сефардов, помогавших Хагане.
Погромщики отделались легкими наказаниями, а против сефардов сфабриковали дело: «участие в группе бросавших бомбы».
Лишь благодаря решению Верховного суда их оправдали: «Действия евреев не являются незаконными. Их обязанностью было выступить на защиту самих себя и своих семей».
Оборона Иерусалима 2 ноября 1921 года подняла престиж Хаганы. Это стало и политической и моральной победой организованной самообороны еврейского ишува.
Хагане предстоял долгий путь: от группы необученных энтузиастов до превращения в ЦАХАЛ — Армию Обороны Израиля — миновало 28 лет.
Не всё шло гладко. Сомнительный с точки зрения закона статус в Эрец Исраэль, преследования со стороны британских властей, нелегальный ввоз оружия из Вены через Бейрут...
Согласно отчету главы Хаганы, Иосефа Гехта, в 1924 году в распоряжении организации имелось 27 пулеметов, 750 ружей, более 1000 пистолетов и 750 гранат.
Постоянная нехватка средств требовала особой изобретательности в решении текущих задач. Строились тайные убежища и склады. Ужесточался отбор людей, но одновременно разрешена служба в Хагане женщин. Велась работа с населением, проводились силовые акции и оказывалась боевая поддержка поселениям.
На состояние дел сильно влияли политические дрязги в среде сионистов. Движение не было единым. Так Зеэв Жаботинский называл Хагану «игрушкой, навроде детского пистолета» и ратовал за содержание еврейского батальона в рядах британской армии, позабыв, что в таком случае контроль над подразделением оказывался в английских руках.
Хагане приходилось противостоять не только британцам и арабским националистам. Доходило дело до схваток и с радикалами из бывших соратников — Иргун и Лехи, делавших ставку на террор.
Перед Второй мировой Хагана, нарушая все британские постановления, ограничивающие миграцию, вела операцию Алия-Бет по спасению евреев из Европы. Однако лишь началась битва с фашизмом, как бойцы Хаганы добились включения в диверсионные отряды, засылавшиеся в тыл к гитлеровцам. Многие из этих добровольцев приняли смерть в бою или, как Ханна Сенеш, в нацистских застенках.
К началу войны за Независимость Хагана смогла поставить под ружьё около 30000 проверенных бойцов, не считая новобранцев!
12 мая 1948 года руководство Хаганы приняло участие в историческом заседании Народного правления ишува, созванном для рассмотрения фактического ультиматума государственного секретаря США Маршалла. Маршалл требовал отложить провозглашение Государства и объявить прекращение огня на 3 месяца. Госсекретарь пригрозил: если Народное правление не примет такого решения, то «пусть они не обращаются к Соединённым Штатам в случае арабского вторжения». Собрание запросило мнение военных о положении на фронтах и угрозе вторжения. Заслушав представителей Хаганы, Народное правление приняло решение отклонить американские предложения. Так Хагана оказало решающее воздействие на провозглашение независимости Израиля 14 мая 1948 года.
26 мая 1948 года на заседании Временного правительства был утверждён приказ о создании Армии обороны Израиля. А через 5 дней глава правительства и министр обороны Давид Бен-Гурион издал приказ, согласно которому, все, кто состоял в подразделениях Хаганы и принимал участие в обороне ишува, становились военнослужащими новой армии.
P.S.
Эмиссары Хаганы доставляли в Эрец Исраэль даже тяжёлые пулемёты, спрятав их части в деталях сельхозмашин. А пистолеты помещали в выдолбленные жернова по 60 штук в партии вместе с патронами.
При участии в сборах или прохождении военных курсов требовалось соблюдать секретность. На вопрос знакомых «А куда это вы собираетесь?» бойцы Хаганы часто отвечали: «На экскурсию в Италию!» Поэтому курсы и сборы именовались «итальянскими».
Авторитет Хаганы и её влияние были настолько велики, что её посланцам удалось за пару дней организовать широкомасштабные протесты в Хайфе против депортации нелегальных олим. Участвовало почти всё население от студентов до пожилых людей. Депортацию более 200 нелегалов отменили.
В Тель-Авиве, на бульваре Ротшильда, находится музей Хаганы, экспозиция которого рассказывает о тех, кто защищал ишув во времена Британского мандата.