О плюсах кошерной «диеты» безотносительно религии

Этот материал о том, почему питаться кошерно может быть интересно всем, не зависимо от религиозных убеждений.

Кошерный — знак качества еды, но не тип кухни

Важно понимать, что кошерная еда — это не вид национальной кухни. Кошерная пища — это любая еда, приготовленная по строгим иудейским законам. Так, кошерными могут быть блюда и итальянской, и грузинской, и тайской кухни. Просто они не будут содержать свинины, морских гадов, некоторых видов рыбы, птиц и даже овощей, в них не будет одновременно мяса и молока животных, качество всех продуктов будет заверено машгиахом, ну и ещё много мелких, но важных деталей.


Этот пункт не отвечает на вопрос о том, почему есть кошерное классно, он для общего развития. Поэтому тут же на всякий случай я расскажу, что слово «машгиах» происходит от ивритского «ашгаха» — «надзор, наблюдение». Машгиах следит за кошерностью на кухне ресторана: проверяет продукты и посуду, включает и выключает плиту. Он обязательно должен быть евреем, прошедшим специальное обучение. В каждом кошерном ресторане должен быть машгиах, только он имеет право зажигать огонь. Машгиахов не так много в Москве, и они часто работают сразу в нескольких местах.

Кошерный продукт заведомо более качественный

Благодаря тому, что изготовлению кошерных продуктов и отбору сырья для них уделяется повышенное внимание, они всегда экстракачественные. Здесь не работают никакие скидки на человеческий фактор, невнимательность или скорость работников. Правила кашрута — это традиция, то, что составляет систему выживания. В то время как большинство не кошерных производителей сегодня гонится за прибылью, закрывая глаза на качество, здесь послаблений быть просто не может. Правила не меняются, не подстраиваются под ситуацию и не прогибаются под требования рынка и экономики.


Овощи, по правилам кашрута, необходимо очень внимательно проверять и тщательно мыть, так как на них могут находиться личинки и взрослые насекомые. Машгиах проверяет каждый овощ на предмет наличия плесени, гнили и личинок насекомых, также в его задачи входит просеивание муки и перебирание зерна. Законы кашрута не знают компромиссов, малейшее несоответствие — и продукт уже не считается кошерным. При проверке в брак могут попасть и 40, и даже 100 процентов животных. При этом отбракованное мясо и животные могут полностью соответствовать ГОСТу, ТО и прочим общепринятым стандартам. 

Про забой важно сказать отдельно. Если в том, что это мясо качественное, сомневаться не приходится, то мнение «кошерный способ забоя животных более гуманный, чем индустриальный» вызывает большие вопросы во всём мире. Кошерный забой производится плавным движением очень острого ножа, перерезающим одновременно большую часть трахеи и большую часть пищевода. Дело в том, что квалифицированный резчик может сделать это очень быстро и так, что животное не успеет среагировать и почувствовать боль. Но, во-первых, не у всех одинаковая квалификация, а во-вторых, иногда происходит сбой процесса. Животное шевелит головой не вовремя, резчик роняет нож — всё что угодно, тогда одним движением убить не удаётся, и животное приходится забивать дольше и болезненнее. Такое животное идёт в брак и, как правило, сдаётся в не кошерный магазин. Более того, по кашруту запрещено оглушать животное. Здесь на сцену выходят борцы за права животных. Современная не кошерная технология оглушения пневматическим пистолетом в индустриальных условиях, без сомнения, более гуманна в глазах обывателей и официальных органов. В итоге в некоторых странах сейчас запрещают кошерный убой, халяльный, кстати, тоже. Права животных, говорят, важнее религии. Но это вопрос этики, не вопрос качества мяса. 

Кошерные блюда готовят для своих. То есть ничего не жалеют

Кошерную еду в Москве производят евреи. То есть сами для себя. Задумайтесь на минуточку о том, как сильна еврейская община в Москве, Нью-Йорке или Париже — не важно, где. Кошерные еда и продукты всегда приготовлены хорошо.

Показательный пример в Москве — выбор халы. Хала — сдобный праздничный еврейский хлеб, похожий на бриошь, чаще всего заплетённый косой. Хала вкусна не только для евреев, не зря этот хлеб был чрезвычайно популярен в СССР, на него был отдельный ГОСТ, в рецепте использовался маргарин. Чаще, правда, в то время его стыдливо называли «плетёнка». Так вот я, как большой любитель халы, видя её в магазине или пекарне, всегда покупаю. И вкуснее кошерной, что производит Pinhas, продающейся в небольшом количестве по пятницам и субботам в кошерном супермаркете, в городе нет. Только здесь на сто процентов не жалеют продуктов и соблюдают всю технологию. Хлеб получается мягким, пышным и очень сдобным. Буквально на днях я отправила в мусорную корзину халу из «Хлеба насущного» (меня заверили в пекарне, что она свежайшая), а до этого — из «Булки». Говорят, есть надежда на гастроном в ГУМе, туда я схожу на днях и к пятнице напишу полный обзор.


Удобно для людей с лактозной непереносимостью

В меню ресторанов рядом с названиями блюд никогда не расписывают их подробный состав, официанты также не всегда его знают. Процесс выяснения занимает время, которого иногда просто может не быть, а ошибка на любом из этапов стоит ещё дороже. Мясной кошерный ресторан в этом смысле рай для человека с непереносимостью лактозы. На одной кухне, по законам кашрута, нельзя готовить из молока и из мяса. Поэтому кошерные рестораны делятся строго на молочные и мясные. Так что в мясном можно быть уверенным на все сто процентов: ничего молочного не окажется ни в одном блюде.

Удобно для тех, кто питается халяльно

Кашрут часто сравнивают с халялем (правила в исламе). Мусульмане, так же как и евреи, не едят свинину и пользуются похожими правилами забоя скота. Всё кошерное — халяльно, но не наоборот. 


При синагогах есть дешевле 

Содержать светский кошерный ресторан очень дорого. Недаром, открывшись несколько лет назад почти одновременно, кошерные Noodles и гинзовский «Цукер» быстро закрылись. Но рестораны при синагогах чаще всего имеют дотации, ведь они для своих. Это позволяет снижать стоимость. А размеры порций в кафе при синагогах и еврейских центрах сравнимы разве что с китайскими и корейскими ресторанами. Так что выгода очевидна.

Можно есть в самолёте

Кто хоть раз в жизни не заказывал в самолете кошерное питание? Особенно если мы говорим о российских авиалиниях, где обычное меню не является объектом вожделения, пожалуй, ни для кого. 


Если вы заказали кошерное питание при покупке билета, вам гарантированно принесут еду хотя бы чуть более интересную, чем знаменитые «чикен-о-фиш»: хумус, фруктовое желе, овощное рагу «как у бабушки» и сдобную мини-халу. Ещё один немаловажный пункт — специальные ланч-боксы с кошерной едой стюардессы всегда приносят раньше, чем еду остальным пассажирам.

Похожие статьи