|
Мария Якубович
Мария Якубович

Как песня о надежде стала гимном еврейской страны. Часть 2

Первую часть читайте здесь. 

В 1896 году, еще за год до созыва Первого сионистского конгресса, еврейский писатель Исааак (Ици) Фарнхоф из Галиции опубликовал брошюру с предсказанием: возникнет еврейское государство под названием «Государство Израиль», на его флаге будет звезда Давида, а его гимном будет «Атиква». Но путь к признанию «Атиквы» оказался долог. 


Ицхак Фарнхоф. «Лексикон современной еврейской литературы». Фото сделано до 1919 года

Сионисты понимали, что нужно создавать идеологию со всеми атрибутами, в том числе с гимном. В XIX веке было объявлено три конкурса на создание национального гимна, но ни один из них не дал песню, которая бы в глазах публики могла бы выполнять эту роль. На первом конкурсе (1882) было избрано стихотворение «Чаша», написанное русско-еврейским поэтом, активистом «Ховевей Цион» Семеном Фругом. На втором (1886) — песня Менахема Мендла Долицкого «В горах Сиона». На третьем (1898) судьи (включая Герцля) вообще зашли в тупик.

«Ховевей Цион» – движение в России и Румынии в начале 1880-х годов, пропагандировавшее еврейское национальное возрождение на исторической родине и поддерживавшее первые поселения.

Все время предпринимались попытки не только создать новый гимн, но и выбрать из имеющихся любимых в обществе песен. Известно около двадцати таких предложений. Например, стихотворный фрагмент из «Цемах Давид» – исторической хроники, изданной раввином Давидом Ганцем в Праге, в 1592 году, и описывающей историю Израиля и народов от сотворения мира до времени автора: «Сион, Сион. Вернемся к земле наших предков. Воздух нашей страны излечит недуги. Мир будет расти, и слезы высохнут». Или популярная песня одного из столпов сионизма в Галиции доктора Ицхака Пеледа «Маком аразим» – «Место кедров»: «Место, где кедры целуют облака, гле разлился Иордан, где Маккавеи пролили реки крови, лежат кости моих предков. Я молюсь, чтоб вернуться на землю отцов». Эта песня все же стала гимном – сионистских студенчеких организаций, и исполнялась с трибуны I сионистского конгресса.


Или же песня «Биркат ам» («Народное благословение»), другое название – «Техезакна» («Объединение»), написанная 21-летним Хаимом Нахманом Бяликом в Коростышеве близ Житомира. В 1900 году тоже вошла в книгу «Скрипка Сиона» и тоже принята как гимн иммигрантами Второй и Третьей алии. Некоторые утверждают, что мелодия была написана Авраамом Цви Идельсоном, некоторые – что это русская народная музыка. По смыслу и настроению это призыв к борьбе, в отличие от «Хатиквы»: «Все наши братья в законе Израилевом, собирайтесь вместе! Я услышал голос штетла. Восстань!»


Много позже на статус государственного гимна сделала серьезную заявку песня Наоми Шемер «Золотой Иерусалим».

Все эти песни – позитивны, содержат призывы к борьбе или труду. Простая, грустная и нежная «Хатиква» казалась руководству недостаточно боевой или недостаточно профессиональной. Идеолог еврейского заселения Палестины, один из лидеров движения «Ховевей Цион» Авраам Менахем Мендл Усышкин пенял на музыкальную слабость «Хатиквы». Но известный пропагандист еврейской народной песни, работавший с Михоэлсом композитор Юлий (Йоэль) Энгель, считал, что это – «гимн гимнов».

Наверное, поэтому «Хатиква» все время побеждала. В конце большого собрания сионистов в Лондоне в 1900 году, прошедшего в рамках подготовки к IV сионистскому конгрессу, аудитория по запланированной программе спела гимн Англии – (с первыми словами «Боже, храни королеву», что само по себе смешно), а затем спонтанно, в едином порыве, встала и буквально взорвалась «Хатиквой».

В Варшаве в том же году опубликован сборник сионистских песен «Скрипка Сиона», в которой «Хатиква» впервые появилась в качестве заглавной. В Иерусалиме она будет опубликована в 1922 году издательством Лунца.

IV сионистский конгресс опять собирался объявить конкурс на сочинение гимна; конкурс не состоялся, но факты на местах говорили сами за себя. Хатиква так вошла в плоть и кровь народа, что безусловно была достойна стать гимном.

Сам Имбер обратился к V конгрессу и напомнил, что Хатикве исполнилось 25 лет. «Я рад, что моя мечта сбылась», – написал он в ожидании официального признания Хатиквы.

VI сионистский конгресс (1903) тоже завершился Хатиквой, спетой уже сотнями участников, и с тех пор ее пели на всех конгрессах.

Это было желание народа – без конкурса, референдума или инициативы сионистской организации. Но законодательно еще ничего не было решено.

Хотя XVIII сионистский конгресс, собравшийся в Праге в 1933 году, заявил дословно: «Сине-белый флаг – флаг Сионистской организации, а «Хатиква» – гимн еврейского народа».

После провозглашения Государства Израиль – 14 мая 1948 года в Тель-Авивском музее на бульваре Ротшильдов – Израильский филармонический оркестр, размещенный на хорах зала, где проходила церемония провозглашения, исполнил музыку «Хатиквы».


Но только 10 ноября 2004 года, спустя почти 120 лет после первой публикации, Кнессет определил «Хатикву» как постоянный гимн Государства Израиль: «Каждый народ должен завидовать гимну, который вырос в непреднамеренном историческом процессе и без преднамеренного вмешательства. Естественный, здоровый, иррациональный инстинкт определил его судьбу вне всякого формального решения».



Теги

Похожие статьи