|
Мария Якубович
Мария Якубович

«Еврей с лопатой» — не анекдот, а воплощенная мечта

Сколько мы знаем анекдотов на тему «еврей с лопатой»? Но их, как и анекдоты о «еврее с гранатой», опровергла история. Это происходило не только в Палестине времен первых поселенцев и в современном Израиле, но и в Крыму в первые десятилетия после революции.

...В черте оседлости Российской империи евреям запрещалось земледелие. Уделом были ремесла и мелкая торговля.

Во время Первой мировой около полумиллиона евреев из прифронтовых губерний депортировали в глубь страны: разрушились привычные связи, была потеряна собственность.

А после Гражданской войны ремесленники и торговцы стали классовыми врагами. В 1918—20 годах прокатились погромы, в которых погибло около двухсот тысяч евреев. Началась эмиграция в Палестину, США, Аргентину, Бразилию.

 

Целью созданного в 1924 году КомЗЕТа – Комитета по земельному устройству еврейских трудящихся – было привлечение «еврейского населения Советской России к производительному труду». И создание альтернативы сионизму. КомЗЕТ должен был и налаживать связи с еврейскими международными организациями, в первую очередь – с «Джойнтом», который тогда назывался «Объединенный распределительный комитет американских фондов помощи евреям, пострадавшим от войны».

Комзет формировал проект «советской еврейской земледельческой колонизации», в том числе и в Крыму. Названия Комзет и Комзетовка носили по несколько крымских и украинских поселений. Было даже одно Кары-Комзет – ныне село Елизаветово в Сакском районе Крыма.

 

База Агро-Джойнта

В 1924 году ЦИК СССР и «Джойнт» совместно создали корпорацию «Агро-Джойнт» (American Jewish Joint Agricultural Corporation).

Через год для помощи КомЗЕТу и «Агро-Джойнту» появилось Общество землеустройства еврейских трудящихся – ОЗЕТ.

 

Членский квиток Всесоюзного общества по земельному устройству трудящихся евреев в СССР

КомЗЕТ выделял землю под поселения. «Агро-Джойнт» завозил туда из Америки породистых коров, сельхозтехнику, зерно, агрономов-преподавателей. ОЗЕТ изыскивал деньги – за пять лет провел пять лотерей; занимался «пиаром», медицинскими и общекультурными вопросами.

В президиум ОЗЕТа вошли Владимир Маяковский и Соломон Михоэлс.

В 1926 году Маяковский написал стихотворение «Еврей» с подзаголовком-посвящением: «Товарищам из ОЗЕТа»:

«А тут

им

дают Крым!»

 

Еврейские виноделы

ОЗЕТу дали невиданную свободу. Он контактировал с зарубежными коллегами, выезжал на международные выставки; о нем в 1927 году лауреат двух Сталинских премий Абрам Роом снял фильм «Еврей и земля» – как живут в крымских коммунах большой теплой семьей. Сценаристами поработали Маяковский и Виктор Шкловский, ассистентом режиссера – Лиля Брик. ОЗЕТ даже был лоялен к сионизму, уже объявленному в СССР «наиболее реакционной разновидностью еврейского буржуазного национализма».

В сложной для земледелия крымской степи торговцы и сапожники из бывшей черты оседлости построили в своих коммунах электрифицированные дома с водоснабжением, библиотеки и школы для изучения идиш, вырастили сады и виноградники, возделали поля.


Курсанты и преподавательский персонал тракторных курсов «Агро - Джойнта» (для евреев переселенцев)

Они называли свои коммуны привычными словами: Фрайлейбн (идиш, «Свободная жизнь»), Фрайдорф (идиш, «Свободная деревня»), Йидендорф (идиш, «Еврейская деревня»), Ахдут (иврит, «Единство»), Йецира (иврит, «Творение»), Херут (иврит, «Свобода»).

Жилые дома с красными черепичными крышами по унифицированному образцу тоже называли «комзетками», некоторые сохранились по сей день.

 

Село Майское

Профессор истории и иудаики Мичиганского университета Джеффри Вейдлингер беседовал с теми, кто жил в коммунах детьми. Одна из старушек вспоминала, как ее мать-ударница работала на хлопковых полях, о дружбе между евреями, этническими немцами из соседних деревень и представителями других конфессий. Многие восторженно описывали трактора и косилки. «Они предпочитали вспоминать Крым так, как об этом поется в песне «Джанкой» – как еврейскую утопию. Они с теплотой рассказывали о том, как изучали в школе идиш и математику, историю, марксизм-ленинизм и методы ведения сельского хозяйства – все на идише; вечера в крымских государственных театрах, где спектакли шли на идише».

И не зря среди американских евреев песня «Джанкой» по-прежнему популярна, хотя в России она почти забылась. Это ностальгия по утопии. По крайней мере, как тогда она воспринималась.

 

В 1930 году КомЗЕТ и ОЗЕТ стали уделять основное внимание Биробиджану. В 1938 году проект еврейской земледельческой колонизации был свернут, КомЗЕТ и ОЗЕТ – расформированы, их члены – репрессированы, деятельность «Агро-Джойнт» – приостановлена.

Но главное они успели сделать – перед войной численность еврейских общин и коммун полуострова составляла примерно 85 тысяч человек, а еврейские колхозы продолжали функционировать и преуспевать.

С началом Великой отечественной еврейские мужчины ушли на фронт и в ополчение. Часть их родителей, жен и детей успела эвакуироваться. А оставшиеся перевернули последнюю страницу жизни. Их переписали, начали собирать в райцентрах и уничтожать. Пик казней пришелся на декабрь 1941 года. Всего погибло свыше 40 тысяч ашкеназских евреев и крымчаков – небольшой крымской тюркоязычной еврейской группы, следовавшей талмудическому иудаизму.


Массовые расстрелы евреев в Крыму. Фото: Госархив РФ, Евгений Халдей

В 1986 году вышла поэма Андрея Вознесенского «Ров» – лишь об одном из многих расстрельных рвов Крыма: «Не тащи меня, рок, // в симферопольский ров. // Степь. Двенадцатитысячный взгляд...»

 ...В 1944 году Еврейский антифашистский комитет подал Сталину петицию о возобновлении крымского «еврейского проекта». Сталин проект отверг. Начался новый виток гонений.

 

Для объединения и созидательного труда евреи уже должны были рассчитывать только на себя. Не за горами было создание Государства Израиль.

На фото ниже: Обелиск в селе Майское на месте расстрела нацистами более 1800 человек

Похожие статьи