|
Мария Якубович
Мария Якубович

Еврейская Ассоциация Колонизации — дело жизни барона фон Гирша

У истоков движения движения, именуемого «территориализмом» — идеей которого была эмиграция евреев в любые места на глобусе, не обязательно в Палестину, — была созданная в 1891 году Еврейская Ассоциация Колонизации, ICA. 

Позже она вела деятельность и в Палестине. И даже сегодня преемница этой организации играет заметную роль в государстве Израиль.

Барон Морис фон Гирш ауф Геро носил еще и еврейское имя Цви. Семья занимала видное место в немецкой еврейской общине. Дед, первый еврейский помещик Баварии, в 1818 году получил дворянство и фамилию Геро. Отец стал первым банкиром баварского курфюрста и получил баронский титул. Морис вошел в дела отца семнадцатилетним и умножил семейное состояние на банковских операциях, железнодорожных концессиях и торговле. 

Интересно, что дальновидный железнодорожный проект, соединяющий Вену со Стамбулом и построенный по дерзкой финансовой схеме Гирша – Chemins de fer Orientaux – известен нашему читателю по роману Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе» и одноименным фильмам.


Барон Морис фон Гирш

Его дочь умерла во младенчестве. Барон был страшно озабочен устройством жизни единственного сына Люсьена. Маргарет, графиня Асквит и Оксфорд, в девичестве Марго Теннант, блистательная дама высшего света, издала дневники, где среди прочего описано сделанное ей бароном совершенно деловое предложение: выйти замуж за его сына. Это так чудесно, что я приведу большую цитату:

«Барон: Люсьен совсем не похож на меня, он респектабелен и ненавидит деньги, любит книги, собирает рукописи и другие вещи и высоко образован.

Марго: Ваш сын – человек с бородой, который носит очки и собирает монеты, не так ли?

Барон (думая, что мое описание довольно тоскливо): Совершенно верно! Но у него очаровательный нрав и он был хорошим сыном; и я вполне уверен, что если вы немного похлопочете, он будет предан вам и станет отличным мужем: ему не нравятся общество, гонки или любые другие вещи, которые нужны мне. Но вы бы расширили его интересы! Он застенчив, и я хочу, чтобы он заключил хороший брак; и, прежде всего, он должен жениться на англичанке.

Марго: Он когда-нибудь был влюблен?

Барон: «Никогда; но женщины проявляют к нему большое внимание. Не хочу, чтобы кто-то вышел за его деньги.

Марго: Сомневаюсь! Английские девушки не выходят за деньги!

Барон (улыбаясь): Чепуха, моя дорогая! Они похожи на всех других людей. Конечно же, вы бы не хотели быть женой бедного человека и жить в пригороде. Не охотиться, не ездить в красивом экипаже, не иметь прекрасных платьев от Ворта...

«Это, – энергично ответила я, – никогда не может со мной случиться».


Марго Теннант

Когда Люсьен фон Гирш скончался от пневмонии в 1887 году, кто-то сказал барону: «Марго Теннант была неосмотрительной; сейчас была бы богатой вдовой».

«Человек, женившийся на Марго Теннант, не умер бы», – сказал барон. 

После смерти сына Гирш предложил российскому правительству немыслимую по тем временам сумму 2 000 000 фунтов стерлингов для общей помощи и создания системы светского образования в штетлах черты оседлости. Российское правительство отнеслось благосклонно, но запретило Гиршу управление средствами. Тогда он решил создавать схемы эмиграции и устраивать беженцев в сельскохозяйственных колониях за пределами России.

С отвергнутым Россией капиталом он основал в Лондоне Ассоциацию еврейской колонизации, тогда – самый большой благотворительный фонд в мире, а в 1892 году предоставил ей еще 7 000 000 фунтов стерлингов.


Сертификат банка ICA

В России, в Петербурге, открылось отделение ICA во главе с бароном Горацием Гинцбургом. По выкладкам «головной организации» ожидалось, что за 25 лет удастся переселить из России три с четвертью миллиона евреев.

 

Гораций Гинцбург

Кстати, первый руководитель российского отделения ICA – персона весьма незаурядная. Барон Гораций Осипович (Евзелевич) Гинцбург – один из богатейших людей Российской империи, действительный статский советник, золотопромышленник и негоциант, купец первой гильдии. В возведение Большой хоральной синагоги в Петербурге он внес наибольший вклад, основал и возглавлял много благотворительных организаций.

ICA создала гигантский механизм и развила бурную деятельность в России, США, Канаде, Румынии, Галиции, на Кипре, в Греции, Бразилии и Аргентине.


Колония Маурисио, Аргентина

Ховевей-Сион («Влюбленные в Сион»), а затем и Теодор Герцль обратились к Гиршу за поддержкой сионистского движения, но он расценил создание еврейского государства как фантазию и отказался помогать сионизму. 

Тем не менее ICA приняла у барона Эдмона де Ротшильда управление над его палестинскими поселениями (мошавот); стала поддерживать поселения Вади эль-Ханин, Реховот, Катру (Гадару), Хедеру, Нес-Циону и Мишмар ха-Ярден, приобрела земли и способствовала возникновению новых мошавот – Кфар Тавор, Явниэль, Мелахамии (Менахамии) и Бейт Веган, учредила сельскохозяйственную учебную ферму в Сехере. Продолжила развивать сельскохозяйственные проекты, создала фабрики, школы, открыла кредитные банки.


Первый цитрусовый питомник начала 30-х годов. Израиль

После смерти барона в 1896 году его дело не погибло.

В 1924 году отделение ICA в Палестине было реорганизовано в Палестинскую еврейскую колонизационную ассоциацию (PICA) под управлением Джеймса Армана де Ротшильда. В 1933 году ICA в сотрудничестве с PICA возобновила деятельность в Палестине.

После образования Государства Израиль ICA пересмотрела взгляды на сионизм, передала собственность государству и с 1955 года стала «ICA в Израиле». Сейчас она оказывает поддержку проектам в области образования, сельского хозяйства и туризма. 

Невозможно счесть сумму, которую барон отдал на благотворительность. Когда-то на выражения сочувствия в смерти сына он ответил: «Я потерял сына, но не наследника; человечество – мой наследник».

Так личное огромное горе яркого, талантливого, успешного человека послужило пользе миллионов его соотечественников – по всему миру и в их собственном государстве.

Похожие статьи