|
Мария Якубович
Мария Якубович

План Трампа и израильская демографическая реальность

В январе прошлого года Белый дом опубликовал на специально созданном сайте 180-страничный документ «Мир для процветания». Обзор демографических реалий на рассматриваемых территориях, сделанный профессором Делла Пергола, может помочь осветить вероятные последствия в случае действий по плану Трампа.

Прекраснодушный план Трампа может вызвать улыбку. «Видение улучшения жизни палестинского и израильского народов»; «Белый дом рад поделиться видением президента Трампа о всеобъемлющем мирном соглашении между Израилем и палестинцами»; «это видение является наиболее реалистичным решением проблемы, которая слишком долго преследовала регион, оно открывает путь к процветанию, безопасности и достоинству для всех участников»; «реалистичное решение, основанное на создании двух государств, защитит безопасность Израиля и осуществит чаяния палестинского народа на самоопределение».

Серхио Делла Пергола, почетный профессор в области демографии Института современного еврейства имени Хармана в Еврейском университете в Иерусалиме, защищая трамповский документ, пишет в Tabletmag: «Более 40 лет назад, во время творческого отпуска в Род-Айленде, я купил подержанную машину. Продавец написал на бумажке цену и сказал: «Обратите внимание на вмятину». Я заплатил наличными, сел в машину, сел за руль и уехал.

«Мир для процветания» описывает аналогичный сценарий: две стороны сделки, лишь схема транзакции только немного более сложная, с добавлением честного брокера, который ничего не просит для себя. Но в этом случае одна сторона, Израиль, представленная Биньямином Нетаньяху, говорит: «Я возьму машину и уеду». Никакого упоминания цены или намерения заплатить. Другая сторона, палестинцы, даже не хотят присутствовать».

Неудивительно, что дата, объявленная для этой знаменательной сделки, 1 июля, прошла, в то время как основные действующие лица были заняты: израильтяне – второй волной COVID-19 и последующим драматическим экономическим спадом, палестинцы – расторжением договоренностей с США и Израилем; Трамп – не вполне удачной президентской кампанией.

«Мир для процветания» предполагает, что Израиль должен уступить палестинцам некоторую территорию внутри страны, а взамен присоединить Иорданскую долину (на иврите Бикат Ха-Ярден).

Долина Иордана считается восточной границей безопасности Израиля, хотя многие оборонные эксперты считают, что в соответствии с современными концепциями войны фактическая граница безопасности проходит между Ираком и Ираном. В 1967 году, вскоре после Шестидневной войны, Иорданская долина была включена в «План Аллона», который был в 1995 году был одобрен Ицхаком Рабином.

Справка: генерал Игаль Аллон официально сформулировал концепцию защищаемых границ. Он утверждал, что Израилю необходимо сохранить топографический барьер для защиты от атак с востока и настаивал, чтобы Израиль присоединил всю Иорданскую долину.

Рабин предложил оставить под властью Израиля объединенный Иерусалим. Части Западного берега реки Иордан с еврейским населением и поселениями также включить в состав Израиля. Остальную часть Западного берега с сектором Газа отдать палестинцам, создав «нечто «меньшее, чем государство».

Карты Аллона и Трампа очень похожи. У Трампа речь фактически идет о палестинской автономии в составе Израиля, на радость мировому сообществу названной «Палестинское государство».

Будущее государство Палестина, согласно «Миру для процветания», концептуальному предложению администрации Трампа для решения израильско-палестинского конфликта.

Фото: WHITE HOUSE HANDOUT

Демографию можно отнести к роли скучного, но необходимого фонового фактора, скрытого за гламурными проектами. Она объективна, остается глухой к риторике политиков и сразу же показывает реальность всех геополитических построений.

Демографическая трансформация территории Западного берега реки Иордан показательна. В ноябре 1967 года палестинское население Западного берега и Газы составляло 586 000 человек. К концу 2019 года количество палестинцев на Западном берегу выросло до 2 642 000 – в 4,5 раза больше. Еврейское население этого района, начавшееся с нескольких человек в 1968 году, в 2019 году выросло до 443 тысяч. Таким образом, общая численность населения Западного берега достигла 3 085 000 человек, из которых евреи составляют всего 14%.

Но в Израиле существует большой пул тех, кто в духе понятия Эрец-Исраэль ха-Шлема хотел бы занять всю Иудею и Самарию.

Эрец-Исраэль ха-Шлема – «Целостная земля Израиля» – представление о исторических либо гипотетически возможных границах Израиля. Как правило, увязывается с описанными в Танахе границами Земли Израиля. Ныне – самое общее определение земли, на которой располагается Государство Израиль вместе с Западным берегом реки Иордан.

Поэт Натан Альтерман первым определил тему, которая стимулирует этот политический раскол уже полвека. В статье, опубликованной 16 июня 1967 года в «Маарив», он писал: «Интерес к победе заключается в том, что она практически стирает разницу между Государством Израиль и Землей Израиля. Впервые после разрушения Второго Храма Эрец Исраэль находится в наших руках. Отныне государство и земля – одно».

Но и тогда отождествление Альтерманом границ еврейского государства с библейской Землей Израиль было далеким от политического консенсуса, о чем свидетельствуют недавно опубликованные правительственные протоколы того времени. Они четко указывают на то, что сразу после Шестидневной войны Израиль считал нецелесообразным присоединение этих территорий, и главной причиной называлась именно демографическая проблема.

Сейчас ситуация не изменилась. В конце 2019 года еврейское население Израиля составляло 7,2 миллиона человек, 79% от общей численности. Это разумное большинство для суверенного государства, претендующего на то, чтобы быть еврейским. Но если прибавить 2,6 миллиона палестинцев Западного берега, то население Израиля составит 11,8 миллиона человек, из которых 61% будут евреями. Такое государство по-прежнему будет обладать еврейским большинством, но недостаточным, чтобы гарантировать мирное существование.

Нет успешных примеров пригодных для жизни обществ с таким же разнородным составом – ни бывшая Югославия, ни Гайана, ни Ирландия, ни Южный Судан.

Поэтому предложение Трампа – не более чем раздражающий белый шум. Вероятность такого сценария равна вероятности сценария слияния США и Мексики.

Похожие статьи