|
Мария Якубович
Мария Якубович

«Сусита»: документальный фильм об израильской машине, на фоне которой даже «Трабант» выглядел неплохо

В новом фильме Ави Вайсблея об израильской легковушке «Сусита» рассказано, как в 60-х и 70-х годах в этом пластиковом ящике ездили люди, в то время как основатель компании был заподозрен в коррупционных схемах.

Мы уже писали, как эта машина родилась в условиях «арабского бойкота» с основным требованием, чтобы простота ее сборки соответствовала израильским небогатым возможностям. И как появилось это название – в честь древнего города к востоку от Галилейского моря, включившее в себя и слово «сус» – лошадь.

В наши дни в Израиле о «Сусите» обычно вспоминают с насмешливой улыбкой, несмотря на сладкую ностальгию. Старая израильская наклейка на бампере «Я – куча мусора, но у меня все еще впереди» могла легко быть вдохновлена именно этой машиной. А лично мне пожилой израильтянин как-то рассказал байку, что в «Сусите» делались два «дворника» вместо одного, но один из них – внутри. Чтобы вытирать плевки раздраженных водителей.

Susita была предметом национальной гордости, рожденной иллюзиями бедной молодой страны, которая тогда была свято уверена, что сможет стать автомобильной сверхдержавой. Решение импортировать автомобильные запчасти из Великобритании, поручить не вполне квалифицированным рабочим собирать их, покрывать стекловолокном и в конечном итоге заставить людей ездить в этой конструкции, безусловно, достойно быть зафиксированным в любой Книге рекордов – за сомнительность и бесшабашность.

Новый фильм «Susita» (английское название: «Desert Tested» – «Испытана пустыней») создан израильским режиссером и продюсером Ави Вайсблеем, чьи предыдущие документальные фильмы тоже исследуют израильские символы ушедших эпох. Например, «Государство за кулисами» – о Декларации независимости и «Убийство» – об убийстве сионистского лидера Хаима Арлозорова. А в фильме о «Сусите» Вайсблей прослеживает увлекательную историю автомобильного завода, открытого в 1960-х и 1970-х годах сначала в Хайфе, а затем в соседнем Тират-Ха-Кармеле.


   Модель Susita 1965 Cube (слева) и пикап 1960 года. Фото: Alon Ron

Он берет интервью, а его собеседники сидят на заднем сиденье «Суситы». Их рассказы по кусочку раскрывают запутанную историю.

Вайсблей превращает бизнес-историю в драму. Два разработчика автомобилей соперничали, пока один не сокрушил другого. В другое время и в другом месте этот амбициозный прожект мог бы переродиться в прибыльное производство автомобилей высокого качества и содержать тысячи семей в течение многих лет.

В фильме вспоминается множество анекдотичных случаев. Например, как отправленная на автосалон в Нью-Йорк «Сусита» по дороге развалилась. Или как для смешивания композитного материала – вручную! – использовались ночные горшки.

На одной из архивных видеозаписей видно, как продавец бьет по «Сусите» деревянной доской: видимо, чтобы убедить покупателя, что эта «лошадь» – сильное животное. Тем не менее в дорожно-транспортных происшествиях десятки «Сусит» превращались в груды хлама вместе с несчастными пассажирами.

В документальном фильме особенно интересно то, как Вайсблей показывает, что на самом деле под солнцем нет ничего нового. Коррупция, мошенничество и крупные денежные связи с государством позволили открыть завод и поддерживали его почти два десятилетия.

Это в конце концов и привело это предприятие к краху, и именно так говорится в громком обвинительном заключении, предъявленном Ицхаку Шубинскому, человеку, стоявшему за «Суситой». В этом уверены многие люди, у которых брали интервью для фильма.

Шубинский взяткой министру финансов заставил государство вложить в завод миллионы, а затем с огромной скидкой продавал автомобили правительственным чиновникам и высшим военным. Взамен армия и министерства каждый год на государственные деньги покупали сотни его машин. Уже тогда началось то, что сегодня стало для политиков и премьер-министров почти обычным.

Модель спортивного автомобиля Susita в Израильском музее грузовиков и транспорта в Рамле. 2011 год. Фото: Dror Artzi

«Сусита» / «Испытана пустыней» интересно снята и смонтирована. Вайсблей эффективно использует музыку Амита Познанского и мультипликацию, чтобы вдохнуть жизнь в «говорящие головы» и архивные материалы. Это подробная, забавная, серьезная и даже слегка грустная история об произведенном сомнительными методами автомобиле, похожем на «Трабант» или советскую «инвалидку». 

Но ближе к концу фильма мы узнаём, что суд снял с Шубинского все предъявленные обвинения. Так была коррупция или нет? «Смазывал колеса» Шубинский в армии и министерствах – или нет?

Вайсблей сбивает зрителей с толку. Вместо того, чтобы пролить свет на этот ключевой вопрос, он завершает фильм, как он говорит, еще одним анекдотом. Анекдот звучит по меньшей мере странно: «Шубинский погиб, когда его машина из стеклопластика врезалась в дерево».

На самом деле в конце июля 1981 года у Шубинского за рулем Суситы случился сердечный приступ, он съехал с дороги Сдерот Хацви в Хайфе, врезался в дерево и погиб. 

«Сусита» Ави Вайсблея будет показана на крупнейшем израильском потоковом сервисе Yes Docu.

Похожие статьи