|
Мария Якубович
Мария Якубович

Отец советского спутника

Анатолий Дарон, недавно умерший в США в возрасте 94 лет, дважды бежал от нацистской угрозы, потерял работу после «дела врачей», но изобрел двигатель первого в мире космического спутника.

Советский инженер Анатолий Давидович Дарон не носил столь узнаваемое имя, как Гагарин или Королев. Но без двигателя, сконструированного Даноном, не было бы ни спутника на орбите в 1957-м, ни человека в космосе в 1961-м.

Дарон, скончавшийся 24 июня от сердечной недостаточности в возрасте 94 лет, стал ведущим конструктором этого двигателя.

«Он был инженером и ученым, который нашел невероятно творческое решение очень сложной проблемы, – говорит Асиф Сиддики, профессор Фордхэмского университета в Нью-Йорке, специализирующийся на истории советской космической программы. – Это одна из виднейших фигур в истории космоса».

О смерти Дарона сообщили и ТАСС, и Роскосмос. Однако, несмотря на то, что он умер в Соединенных Штатах, там появился лишь некролог на сайте еврейского похоронного бюро в Бостоне.

...Вдова Дарона, Вера Темкина-Дарон, ясно помнит 4 октября 1957 года, день запуска спутника, потому что после этого дня ее жизнь никогда не была прежней, сказала она по телефону из Бостона для интервью The Times of Israel американской журналистке советского происхождения Джули Масис.

До запуска Дарон жил в коммунальной квартире, в маленькой комнате с женой, пятилетней дочерью и матерью. Кухню и туалет они делили с двумя другими семьями. «Как мы справились? Каким-то образом мы все ладили друг с другом и с соседями.

Мать Дарона очень помогала по дому и присматривала за детьми, так что его «не обременяли домашними делами».

После того, как спутник улетел в космос, семье Дарон дали двухкомнатную квартиру с балконом и кухней, руководство выделило средства на машину, холодильник и телевизор.

«От этого неожиданного счастья у моей свекрови чуть не случился сердечный приступ, – говорит Темкина-Дарон. – В то время новая квартира была чудом. Было построено очень мало новых домов, и купить квартиру у кого-то было невозможно».


Она вспоминает, что Дарон придумал концепцию ракетного двигателя, когда три недели лежал в постели с жаром и болью в горле. «Новый метод охлаждения позволил повысить температуру без перегрева корпуса, – объясняет Темкина-Дарон, сама профессор химии. – По сей день ракетные двигатели только этого принципа используются для полета людей в космос». «Сотни людей работали над этим двигателем, но Дарон был главой десяти инженеров, которые разрабатывали базовые основы», – говорит Сиддики.

Несмотря на успех в 1957 году, жизнь Дарона не всегда складывалась гладко.

Несколькими годами ранее по Советскому Союзу прокатилась волна народного антисемитизма после «дела врачей» – заговора с целью убийства Иосифа Сталина. В газетах массово печатались антисемитские карикатуры, группа еврейских врачей была репрессирована. За этим последовали увольнения с работы евреев многих профессий, в том числе – инженеров.

«Он потерял работу. Пытался найти, но безуспешно, – говорит Сиддики. – Только некоторое время спустя после смерти Сталина его взяли обратно».

Но это было отнюдь не худшее, что случилось с ним в жизни.

Дарон родился в Одессе, и в детстве любил музыку и играл на фортепиано. По словам Темкиной-Дарон, все думали, что он станет музыкантом. Но в 12 лет он прочитал книгу Циолковского и начал мечтать о создании ракеты и полетах на Марс. «Он говорил, что готов отправиться на Марс и никогда не вернуться».


Когда разразилась война, Дарон сбежал из Одессы на пароме и поезде, присоединившись в Кисловодске к своему отцу, который работал там врачом в военном госпитале. Это был удачный побег: после того, как румынские фашисты оккупировали Одессу, они уничтожили практически все оставшееся еврейское население города.

В 1942 году он снова сбежал от нацистов, и при этом сумел получить аттестат о среднем образовании. Темкина-Дарон подробно рассказывает эту историю.

Когда румынские и немецкие войска наступали на Кисловодск, Дарон заканчивал среднюю школу, сдавая последний экзамен на высший балл. Ему удалось получить и аттестат зрелости, в то время как военный госпиталь уже эвакуировали. Раненых солдат погрузили на телеги, врачи и медсестры шли пешком.

«Этот аттестат об окончании средней школы – семейная реликвия: он написан чернилами от руки на листе бумаги, вырванном из школьной тетради, но со всеми подписями и печатями. Анатолий еле догнал родителей, шедших пешком», – говорит Вера Темкина-Дарон.

С точки зрения российских СМИ, Дарон был блестящим ученым, сделавшим возможным полет в космос.

Но американские историки указывают на то, что ракета, двигатель которой он сконструировал, изначально предназначалась для военных целей.

Ракета «Восток» на пусковой установке, того же типа, с которой 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в космос

Ракета R7, над которой он работал, должна была доставить ядерную бомбу в Америку. Он разрабатывал двигатель для ядерной боеголовки, – говорит Сиддики. – В 1957 году ряд советских ученых предложил руководству использовать эту же ракету для запуска спутника. Спутник был размером с баскетбольный мяч. Они и запустили его на этой ракете».

Инженеры слушают радиосигналы, передаваемые советским спутником, на измерительно-приемной станции Британской радиовещательной корпорации в Татсфилде, Кент, 7 октября 1957 года 

Согласно сайту НАСА, запуск спутника преследовал несколько научных целей, в том числе тестирование метода его вывода на орбиту Земли, предоставление информации о плотности атмосферы, проверка эффектов распространения радиоволн через атмосферу.

По словам американского историка космоса Роджера Лауниуса, только после запуска спутника люди смогли впервые в истории вычислить точный размер Земли.

А лидерство России положило начало эпохе освоения космоса.

«Запуск спутника очень сильно повлиял на Америку, потому что они начали давать деньги на космические исследования, они создали НАСА», – говорит Темкина-Дарон. – Некоторые американские астронавты говорили Анатолию: «Если бы не вы, я бы не стал космонавтом».

В 1998 году Дарону было разрешено иммигрировать в Соединенные Штаты по гуманитарным соображениям после того, как он перенес тяжелый сердечный приступ. Врачи в Москве дали ему год жизни, говорит Темкина-Дарон, и он прилетел в США, надеясь, что ему сделают операцию на сердце. Но американским врачам тогда удалось продлить ему жизнь еще на 21 год даже без операции.


Пережитое сыграло свою роль на прощание.

«Всю нашу жизнь нам приходилось преодолевать препятствия. Когда у нас было собеседование в американском посольстве, мы очень нервничали, было много отказов. Они спросили нас, почему мы хотим поехать в Америку, и мы нашли хороший ответ, что пережили «дело врачей». После этого у них больше не было вопросов», – говорит Темкина-Дарон.


Похожие статьи