|
Эвелина Агабабаева
Эвелина Агабабаева

Шахматная жизнь Натальи Мозалевской

Шахматная жизнь Натальи Мозалевской

С 1966 года во всем мире 21 июля по решению ФИДЕ отмечают Международный день шахмат. За последние годы интерес к шахматам в нашей стране возродился. Количество поисковых запросов «как играть в шахматы» достигло пика за последние девять лет.

В еврейском мире шахматы были популярной игрой с давних времен. Первым официальным чемпионом мира по шахматам стал Вильгельм Стейниц в 1886 году. В историю вошли такие величайшие шахматисты еврейского происхождения, как Эммануил Ласкер, Михаил Ботвинник, Михаил Таль, Гарри Каспаров и другие.

О том, как одна из древнейших интеллектуальных игр сочетает в себе спорт, элементы искусства и научное мышление, рассказывает Наталья Мозалевская, молодая и перспективная шахматистка.

— С чего началась ваша любовь к шахматам?

Моя любовь к шахматам началась, кажется, с того самого момента, как я впервые увидела необычную коробку в черно-белую клетку. Мне было около четырех лет, но, несмотря на это, мама сразу заметила мой интерес и попросила отца показать, как ходят фигуры. Проводя каждый вечер за столом на кухне, мы потихоньку начали не только изучать шахматы, но и играть в них.

— Чем был вызван ваш первоначальный интерес к шахматам? Отсутствием предсказуемости?

Когда ты подросток — интересно все, где ты лучше других. Так вот, в шахматах я была лучшей. Мне было девять лет, и в любительском кружке я обыгрывала без особого труда даже взрослых. Позже руководительница кружка предложила поучаствовать уже в настоящих турнирах — и вот тут-то меня ожидал грандиозный провал. Я проиграла практически все партии. Но! Именно в тот день я поняла, что можно просчитывать развитие игры не на два-три хода, а строить целые комбинации. Заметила, как важна собранность и дисциплина. Увидела, как девочки состязаются с мальчиками и побеждают (в большинстве видов спорта мужчины и женщины могут участвовать только раздельно). Тогда, наверное, и осознала, что во чтобы то ни стало хочу тренироваться, играть и выигрывать.

— Участвовали ли вы в турнирах? Придавали ли значение соревнованиям?

Конечно! Каждые соревнования были для меня важны. Будь то чемпионат Европы или турнир среди знакомых в окружной библиотеке. Я считаю, в спорте главное — победа, а не участие.

— Получали награды?

Получала. Победа в командном первенстве Москвы запомнилась мне больше всего. Я не только заняла первое место в составе команды, но и получила золото в личном зачёте на женской доске. Ну и самую высокую награду я получала на чемпионате Европы в Белоруссии — вошла в топ-3 своей возрастной категории.

— Как вы готовились к турнирам?

Перед турниром мы с тренером всегда просматривали список зарегистрированных участников и определяли главных конкурентов. Затем, при помощи шахматной нотации (это, говоря простым языком, запись ходов в шахматах), мы анализировали стратегии соперников, повторно разыгрывали комбинации в поисках ошибки. С помощью таких манипуляций можно понять, какие дебюты разыгрывает противник, какие ловушки и приёмы любит использовать (кстати, в «больших» шахматах распространена продажа записей партий). На пике формы подготовка к определённому турниру могла занимать в сумме более 20 часов.

— Как бы вы описали свой игровой стиль?

На самом деле существует всего два основных стиля шахматной игры: комбинационный и позиционный. Второй был мне, определённо, ближе. Я придумала свой собственный открытый дебют, с помощью которого удавалось не только заполучить позиционное преимущество, но и, при удаче, выиграть в весе (каждая шахматная фигура, кроме короля, имеет свой вес), а далее оставалось только довести игру до эндшпиля.

— Каков ваш традиционный первый ход?

Начинался придуманный мною дебют как классическая «русская партия»: основная идея такого дебюта заключается в активной защите посредством контрнападения. Соперник теряет бдительность и уверен, что знает все мои ходы наперёд, но это совсем не так. В самый непредсказуемый момент вместо развития флангов я начинаю центральную атаку. В случае, если конкурент не успевает вовремя сориентироваться, то заведомо проигрывает партию ещё перед миттельшпилем — следующей за дебютом стадией шахматной партии.

— Какими навыками вы обязаны шахматам?

Шахматы воспитали во мне дисциплину, упорство и способность мыслить структурированно. Я научилась смотреть на любое событие не ситуационно, а комплексно: стараюсь просчитывать любые действия наперёд, придумываю способы наиболее рационального использования доступных ресурсов и рассматриваю все стратегические варианты, даже если на практике они невозможны. В жизни — как в шахматах: любой ход влечёт за собой последствия и надо быть готовым ко всему. Я также научилась идти до конца. В любых, даже безнадежно провальных ситуациях. Практика показывает, что даже в самой бесперспективной позиции вдруг открывается дверь, которая может привести тебя к успеху.

— Есть ли поединки, которые запомнились больше остальных?

Одна из самых запоминающихся партий в моей жизни, как ни странно, была не на турнире. Во время сборов тренер предложил мне и товарищам сыграть в «пулю»: при такой игре время на обдумывание ходов всей партии не превышает и двух минут для каждого игрока. Чтобы разыграть полноценную партию, у каждого игрока было 30 с. + 3 с. за ход. Честно говоря, было сложно, но мы справились! Я и мои коллеги были уже настолько опытными игроками, что буквально интуитивно умудрялись просчитывать ходы друг друга и параллельно продумывать свою тактику. Кстати, та партия закончилась ничьей.

— Играть на одном и том же поле, одними и теми же фигурами — не скучно?

Конечно, нет. Уже после третьего хода существует более 150 млн разновидностей позиций. А представляете сколько через 10, 20 ходов? Каждая партия уникальна и неповторима, поэтому скучно не бывает никогда!


Похожие статьи