|
Мария Якубович
Мария Якубович

Евгений Гинзбург: Наш ответ заокеанскому мюзиклу (Часть 2)

Евгений Гинзбург: Наш ответ заокеанскому мюзиклу (Часть 2)
Евгений Гинзбург

Мы публикуем вторую часть рассказа о жизни и творчестве известного советского и российского теле- и кинорежиссёра, сценариста Евгения Гинзбурга.

Начало статьи можно прочитать здесь.

...Для недовольства культурных функционеров, так резко проявившегося в связи с фильмом «Рецепт ее молодости» («Средство Макропулоса»), был еще один повод, правда, телевизионный.
Гинзбургу припомнили телешоу 1979 года о триумфальном турне по непривычному к таким «праздникам жизни» Советскому Союзу группы Boney M. По рассказам причастных, как раз одновременно с выходом в прокат «Рецепта», спецслужбы уничтожили пленки с этим шоу в архивах телецентра. Времена были странные. Андроповские.

Рецепт_ее_молодости-4.jpg

Но, по счастью, на студии музыкальных программ киностудии «Экран» в 1984 году возник проект по спектаклю группы «Иверия», созданному композитором Александром Басилая с поэтом Михаилом Таничем по сказке грузинского классика Важи Пшавелы.
«Свадьба соек» снималась в Грузии с невероятными приключениями.

x1000.jpg

Случился полет в горы «на натуру» и таинственное исчезновение вертолета, в результате чего съемочная группа два часа провела по пояс в снегу на вершине Кавказского хребта. Затем Гинзбург сломал обе ноги, прыгнув вместо каскадера, после чего заканчивал съемку и монтировал ленту на костылях. Невзирая на попытки вырезать застольные сцены (был самый разгар антиалкогольной кампании), картина удалась и получила приз «Золотой Орфей».
Тогда же, как будто время для него было безгранично растяжимо, он умудрился снять в Ленинграде фильм «Волшебная белая ночь» с участием итальянского дуэта Аль Бано и Ромины Пауэр.
Далее была «Веселая хроника опасного путешествия», тоже на основе спектакля «Иверии» – «Аргонавты».

3d31f083-full.jpg

«Остров погибших кораблей» на «Ленфильме» запускался пять раз. Гинзбургу предложили реанимировать проект с помощью жанра, которым он владел в совершенстве, и любимых им актеров (Юрий Сенкевич сыграл самого себя – «камео»). Гинзбург сделал сокращенный вариант для Монтрё. И опять получил «Серебряную розу», но на этот раз лично, так как всех уже выпускали за границу.
В Ленинграде поэт-песенник и драматург Ким Рыжов показал ему свою пьесу по рассказам Ги де Мопассана. По ней Евгений Александрович снял фильм «Руанская дева по прозвищу Пышка» с блистательным актерским составом и получил третью «Серебряную розу».

AQACWFIPTp1BylBFwY1_OL-BIBaozXAA0CKNjt5wdY0mg7Hc_3cAX8Mlys9EG9596oiPdFvx4uhVy2-G4-q8MFvlEIM.jpg

В конце 1990 года ликвидировалась киностудия «Экран», и Гинзбург перешел в АТВ руководителем международного отдела. Затем Ролан Антонович Быков предложил ему создать под крышей «Фонда Ролана Быкова» частную студию «Волшебный фонарь», успешно просуществовавшую свыше десяти лет.

«Там делались интересные вещи, документальные и художественные картины, музыкальные программы, новогодние шоу большого масштаба. Но потом пришел капитализм... работать частным образом стало невозможно».

Но «Фонарь» успел выпустить несколько прекрасных работ, например, еще несколько «Бенефисов» – Зиновия Гердта, Ролана Быкова, и новогодний телеводевиль по мотивам комедии Рязанова «Карнавальная ночь-2»: в нем искрились Юрий Стоянов и Илья Олейников, Ольга Кабо, Армен Джигарханян, Игорь Угольников и Мамука Кикалейшвили – когда-то прекрасно сыгравший у Гинзбурга в «Пышке».
Кстати, в 1992 году, опираясь на приобретенные международные связи, Гинзбург инициировал создание «Пост-Монтрё» – Фестиваля телевизионного развлекательного кино, и стал его президентом.

Потом началась работа на РТР, затем на канале «Культура», режиссером музыкальных трансляций, что категорически не устраивало Гинзбурга, и он ушел «в свободное плавание». Придумал сериал с Мамукой Кикалейшвили. Но актер внезапно умер в процессе работы над сценарием. Стоя у гроба, Гинзбург и автор сценария Александр Миндадзе решили в память о нем эту картину все же сделать. И сняли на РТР сериал «Мамука» (сокращенный вариант единожды прошел, но отношения с Грузией вскоре осложнились, и картина в полном авторском варианте до сих пор, кажется, лежит на полке). А одна из любимейших работ – по заказу канала «Культура», документальная 10-серийная картина об Игоре Александровиче Моисееве «Я вспоминаю...»
Авторы фильма «Свадьба соек» собрались вместе двадцать лет спустя и совместно с худруком Большого московского цирка Леонидом Костюком воплотили пьесу в жанре музыкально-циркового ревю. Вместе работали цирковая, балетная и вокальная труппы, подключилась вся легендарная машинерия Большого цирка.
В кинокартине «Анна» 2005 года снялась тогда еще вовсю и хорошо поющая Любовь Казарновская. Фильм получил целых три приза на фестивале «Литература и кино» в Гатчине, в том числе Гран-при «Гранатовый браслет» с забавной формулировкой: «За невероятную до изумления трактовку великой пьесы А.Н. Островского «Без вины виноватые».
Следом снята музыкальная сказка для взрослых «Бедная крошка».
В 2003 году «за личный вклад в развитие отечественного телевидения» он получил премию ТЭФИ. Был членом Академии российского телевидения, но в 2007 году подал заявление о выходе из ее состава.

«Мне страшен уровень сегодняшнего телевидения. Не его безграмотность, управляемость, а чудовищная провинциальная пошлость, чванство, псевдопатриотизм, хамство и прочее в том же роде... В этом году пятьдесят лет исполнилось со дня моей службы на ТВ. Больно, мерзко быть причастным к тому, что царствует сегодня...»

В 2009-м он снял «Голоса рыб», – молодежную мелодраму, грустную и светлую историю, с хорошим актерским составом.
Одна из последних его работ – в том же году, спектакль «Мона» в театре Армена Джигарханяна. Пьеса Михаила Себастиана «Безымянная звезда» у широкого зрителя накрепко связана с фильмом Михаила Козакова. Но эта театральная постановка создана с азартом и расчетом. «”Мона” — это сказка сердца, и Гинзбург рассказывает ее мастерски», написал в 2009 году по-английски критик Джон Фридман в большой статье о премьере в газете Moscow Times.

От трех браков у Гинзбурга три прекрасных дочери. Последним браком он был женат на успешной яркой журналистке Наре Ширалиевой. Их сын Александр в детстве мечтал стать режиссером.

«Хочу ли я ему этой судьбы? Конечно, нет. Но мешать не буду. Я не хочу, потому что это профессия трагическая. Режиссер все время наступает на горло собственной песне. Это профессия, где компромисс становится образом жизни. Я ее не люблю, но жить без нее не могу».

Евгений Гинзбург так ошеломляюще много сделал в своей профессии – радостного, светлого, жизнеутверждающего. Он продолжал оставаться деятелен и полон планов. Но другой режиссер, трагик, когда-то написал, что надо помнить: за любым счастливым человеком всегда идет судьба. «...Как сумасшедший с бритвою в руке».
На следующий день после смерти Людмилы Гурченко в марте 2011 года Гинзбург написал в своем Facebook горькие слова:

«Теперь, когда и Люся ушла, мне не страшно умирать. ТАМ собралась чудесная моя компания... Любимые артисты – Олег Борисов, Толя Ромашин, Марис Лиепа, Саша Абдулов, Мамука Кикалейшвили, Коля Лавров, а теперь и Люся... Чудесные операторы – Валерий Гинзбург, Эдик Абрамян, Сергей Журавлев, Шура Шапорин... Художник Юра Кладиенко... А какие композиторы – Саша Басилая, Жора Гаранян! И великий поэт – Миша Танич... Гениальный Александр Галич! Видно, ТАМ я сниму свою лучшую музыкальную картину».

Судьба догнала его меньше чем через год, 15 января 2012 года, на рассвете.

Похожие статьи