В Белоруссии реконструируют здание легендарной Воложинской ешивы

В Белоруссии реконструируют здание легендарной Воложинской ешивы

Учебное заведение «Эц Хаим» считается «матерью» современных ешив.

Проект реализуется на высшем уровне, с участием министерства культуры Белоруссии. Здесь будет музей, посвященный ешиве – ее истории, создателям, выдающимся раввинам, тому влиянию, которое она оказала на традиционное еврейское образование и культуру.

Здание на площади Свободы обнесли забором, начались работы: строители демонтируют полы, кровлю, оконные и дверные проемы, разбирают кирпичные перегородки. Фрагмент исторического фундамента планируют оставить открытым и показывать посетителям.

Воложинская ешива (ешива «Эц Хаим») была основана по инициативе Виленского Гаона, желавшего реализовать на практике свой метод преподавания Талмуда. Создание ешивы он поручил своему ученику, раву Хаиму из Воложина. Что тот и сделал в 1803 году. 

Поначалу в ешиве училось около десятка самых сведущих юношей. Глава ешивы, состоятельный человек, взял на себя все расходы по содержанию учеников. Вскоре число учеников начало стремительно расти – и это при том, что принимали туда лишь самых подготовленных слушателей. И тогда глава ешивы обратился за поддержкой к широкой еврейской общественности. На собранные пожертвования построили здание. Ешива быстро становилась известной и влиятельной. Сюда начали стекаться ученики из других стран: Англии, Германии, Австрии и Северной Америки.

После смерти. Р. Хаима (1821) руководство ешивой принял его сын Ицхак. В 1843 в Петербурге была созвана первая раввинская комиссия, и р. Ицхаку удалось узаконить существование ешивы, которую двумя десятками лет ранее уже пытались закрыть.

Ешиву несколько раз официально закрывали и на протяжении последующих десятилетий – так правительство боролось с «невежеством и фанатизмом».  Доставалось ешиве и от «маскилим» – сторонников просвещения, желавших ввести в программу обучения светские науки (как это делалось в германских семинариях и российских «казенных» раввинских училищах). С таким подходом тогдашний глава ешивы р. Берлин был категорически не согласен. Он подчеркивал, что лишь воспитанники Воложинской ешивы, где все внимание уделяется изучению Торы, обладают необходимыми познаниями. 

Учебные нагрузки в ешиве были колоссальными, но и результат был соответствующим – выпускников нарасхват приглашали самые знаменитые и богатые общины ашкеназского мира.

В 1879 году на р. Берлина написали донос, что вновь привело к закрытию заведения. В 1887 году на очередном съезде раввинов в Петербурге ешиву обязали преподавать ученикам русский язык и арифметику. Это решение, как и многие подобные, осталось на бумаге.

Все эти превратности не мешали ешиве открыто существовать и бурно развиваться. К концу 1880-х в ней обучалось уже 400 учеников. Р. Берлин сумел собрать немалые средства и выстроил каменное здание. То самое, которое сейчас будут реконструировать. 

Воложинская ешива просуществовала до прихода Советской власти в 1939 году. Последние 60 учеников вместе с главой иешивы и раввином были расстреляны нацистами в 1941 году.

Воложинская ешива сыграла огромную роль в традиционном еврейском мире. Множество влиятельных раввинов, руководителей других ешив вышли именно из ее стен. Ее часто называют «матерью ешив», так как заложенная ею система образования стала прототипом для современных ешив литовского направления.

Теги

Похожие статьи