Рабби Нахамиль

     В 1890-м году в слободе Нальчик в семье Рабби Хизкиягу родился мальчик, он стал вторым сыном в семье, рожденным через десять лет после старшего сына Шомииля. Отец мечтал вырастить из сыновей достойных раввинов, истинных мужей своего народа. Сам он преподавал в Хадере и был знатным раввином не только в городе и не только на Кавказе. Будучи хорошим преподавателем, он выписывал святые книги из еврейских центров крупных городов Европы. Так до сегодняшнего дня сохранились книги Талмуда с печатью Хазкиля Амирова. Книги были выписаны из Киева. Мальчики росли и воспитывались в еврейском духе. После них родились еще три сестры: Ожой, Ирмиз, Маргалит. Шомииль поступил в ешиву в Вильно и успешно окончил ее, став дипломированным раввином. 
     К тому времени, когда подрос Нахамиль, стало сложнее обеспечивать семью, следовательно, тяжело было дать ребенку образование вне дома. За образование Нахамиля взялся брат Шомииль, ведь к тому времени он уже был дипломированным и знатным раввином. Юный Нахамиль с жадностью поглощал все то, что исходило из уст брата. Он старался не пропускать и буквы, живо представляя себе картину услышанного. И вот Нахамилю уже 16 лет. Пора применять знания на практике. Ему предоставляется возможность доказать то, что он достойный ученик достойного учителя. В свои 16 лет Раби Нахамиль проводит первый обряд обрезания Брит-мила и успешно с ним справляется. Позже его спросит внук: "Ты с 16 лет делаешь мальчикам миле, у тебя всегда все получалось...?" Дед Рабби улыбнется и ответит: "Не стесняйся, внук, я тебя понимаю. Ни одного летального исхода не было, не волнуйся".  
     Очень шустрого и смелого рава вскоре знала вся округа, через небольшое время его уже знал весь Северный Кавказ и Грузия. Часто бывало, что поздно ночью подъезжала к дому Рабби Нахамиля карета скорой помощи. Его вызывали из дома и просили спасти мальчика или парня, бывало и взрослого мужчину. Рабби Нахамиль знал, в чем дело, очень быстро готовил смесь из трав, которые он собирал в лесу, нужные инструменты и водку или вино. Пациенту он давал выпить спиртное и начинал разговаривать с ним, отвлекая его таким образом. В считанные секунды операция была проведена. Рабби замазывал рану приготовленной смесью, а пациент вскоре засыпал. 
     Было время, когда за одну корову раскулачивали семьи, чаще всего по наводкам своих же близких. Эта беда не обошла и Рабби Нахамиля. Он взял свою семью и отправился в Дагестан, где и прожил некоторое время, пока не улеглись страсти в Нальчике. Семья Рабби обосновалась в Аксае. Местные жители принимали рабби за муллу и приглашали его к себе, чтобы провести обряд обрезания их сыновьям. Рабби Нахамиль был и резником, а эта специальность также необходима на Северном Кавказе. Наконец семья вернулась в Нальчик. Но город настигла другая беда, более страшная, чем предыдущая. В город ворвались немцы. Они еще не успели отличить евреев от местного населения. Многие местные жители спасали евреев, выдавая их за своих. Благо некоторые из евреев знали местные языки. Но весть о евреях Нальчика не могла скрываться долго. Нужно было спасать народ. Рабби Нахамиль и Ифраимов Бабул заколачивают в гроб свитки Святой Торы и несут гроб на кладбище. Встретившийся им немецкий патруль поинтересовался у евреев, что это они несут в гробу. На что Рабби Нахамиль ответил: - Бабушка умерла, несём на кладбище хоронить. И немцы увидели, как у мужчины затряслись губы и подбородок, он плакал. - Откройте, покажите, что там лежит! - последовал приказ немцев. - Так она от тифа померла, хотите, мы откроем, - не отступал Рабби Нахамиль. - Не надо! - брезгливо ответили немцы. - Убирайтесь! 
    Через пару месяцев Красная армия прибыла в Нальчик, опасность миновала, и гроб со Святыми Свитками Торы был вызволен и возвращен в синагогу. Таким помнят Рабби Нахамиля, благословенна память праведника, евреи города Нальчика.

Автор:
Похожие статьи