В воскресенье, 26 января, в 15.00, в рамках Киноклуба ОГЕ под руководством Бориса Нисанова состоится приуроченный к Неделе памяти жертв Холокоста показ фильма «Подвиг милосердия», созданного известным режиссёром, руководителем представительства Союза кинематографистов России в Адыгее Аскарбием Ноховичем Нагаплевым. Кинокартина затрагивает и соединяет в себе две весьма болезненные темы: Холокост и Ленинградская блокада.
***
- Аскарбий Нохович, набросаем лёгкие штрихи к вашему портрету для наших читателей. Откуда вы родом, кто по национальности, по образованию?
- Я родился в ауле Ходзь в Адыгее в 1954 году. В 1975 г. окончил Воронежский политехнический институт по специальности «Экономика и организация машиностроения», проработал на заводе 15 лет. После окончания вуза проходил службу в Германии. Свой первый документальный фильм «Черкесия», об истории адыгского народа с древних времён, снял в 2007 году. К настоящему моменту в моей режиссерской фильмографии восемь фильмов. Все они переведены на арабский, английский и турецкий языки, зрители могли увидеть их в Майкопе, Нальчике, Черкесске, Краснодаре, Москве, Санкт-Петербурге, а также во многих городах Турции, Иордании, в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, в Германии (Мюнстер и Кёльн). По национальности я адыг (черкес). Мои предки — представители старинного дворянского рода, а родители были простыми учителями. Сегодня я возглавляю Союз кинематографистов России в Республике Адыгея, также являюсь генеральным директором кинокомпании «Черкесия-фильм».
- Как специалист в области машиностроения стал кинематографистом, воспевающим прошлое своего народа?
- В результате русско-кавказских войн, длившихся 101 год (1763-1864), страна адыгов (черкесов), была уничтожена. От населения самой большой страны Кавказа, Черкесии, население которой на начало войны составляло четыре миллиона человек, после её окончания, оставалось менее 5%. Большая часть населения погибла, защищая свою отчизну. Более 1,5 миллионов адыгов были насильственно изгнаны в Османскую империю. Половина из них умерла во время выселения. Берег умирающей страны, от Анапы до Адлера, был усеян трупами. Люди тысячами гибли от холода, голода и эпидемий. То же самое происходило и на другом берегу, куда доставлялись изгнанники. Страна черкесов прекратила своё существование и была стёрта с политических карт мира. Об этой трагедии нельзя было говорить, тем более — снимать фильмы. И я решил сделать об этом киноленту. К счастью, мне это удалось.
- Интересно! Недаром, российский историк и литератор, главный редактор журнала «Звезда», Яков Гордин, говорил, что «вы открыли миру Черкесию — будто подняли из водных пучин затонувшую Атлантиду»…
- Горжусь, что фильм «Черкесия», созданный мной в 2007 году, вернул правдивую историю более чем семимиллионному адыгскому (черкесскому) населению, проживающему в 55 странах мира, и оставшимся в России адыгам: в Республике Адыгея (120 тысяч человек), в Кабардино-Балкарии (500 тысяч), в Карачаево-Черкесской республике (56 тысяч). Хочу отметить, что на территории Израиля тоже есть два черкесских селения, Кфар-Кама и Рихьания, жители которых являются достойными гражданами государства Израиль.
- Судьба черкесов очень напоминает мне судьбу евреев — изгнание и потеря своей родины, жизнь на чужбине, необходимость приспосабливаться к новым обстоятельствам и при этом — умение сохранить свой язык, культуру, национальные обычаи и традиции. А какое значение имел и имеет для вашей семьи День Победы, как отмечали этот праздник?
- 9 мая — светлый День Победы над фашизмом. Но этот день — и печальный для нашей семьи. Шестеро братьев моего отца сложили свои головы на этой войне, только один вернулся живой.
- А о Холокосте вы ранее слышали?
- Я знал, что фашисты преследовали евреев во время Второй мировой войны, но не представлял масштабы этой трагедии. О роли адыгов в спасении евреев в это страшное время я узнал из фильма Славы Давыдова «Бесленей — право на жизнь». Фильм повествует о том, как адыги аула Бесленей спасли 32 ребенка из блокадного Ленинграда, в большинстве еврейского происхождения. Затем, в одну из поездок в Кабарду, когда разговор зашёл об этом, мои собеседники удивили меня. Они сказали, что адыги Кабарды в то время спасли несколько тысяч горских евреев. Я был впечатлён услышанным. Когда вернулся домой, в Адыгею, окунулся в исследовательскую работу. Находил в архивах фамилии и имена детей, в основном, еврейской национальности, из блокадного Ленинграда, вывезенных через «Дорогу жизни», и которые, после того, как разбомбили железнодорожный эшелон около Тихорецка, были распределены по детским домам Адыгеи. Когда началась оккупация Адыгеи, люди разобрали детей по аулам. Считаю, что ни один человек, к какому бы народу он ни принадлежал, не должен страдать из-за преступной идеологии нацизма и терроризма. Тем более, не должны страдать дети. Преследование и массовое уничтожение евреев нацистами во время Второй мировой войны — является преступлением против всего человечества. И, дабы подобное зло не повторялось, его надо искоренять, об этом надо рассказывать, что и побудило меня к созданию фильма «Подвиг милосердия».
- Как начиналась ваша работа над ним?
- 18 июня 2019 года в Минеральных Водах состоялось открытие мемориала жертвам Холокоста. Узнав об этом событии, я с оператором поехал туда. В этом мероприятии принимали участие: посол Израиля Гарри Корен, президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер, сопредседатель Центра «Холокост», профессор РГГУ Илья Альтман. Вечером, во время ужина, я попросил слово, представился и рассказал о цели своего визита. Сообщил своим новым друзьям, что приступил к созданию документального фильма о геноциде евреев, повествующем о том, какое участие адыги принимали в спасении обречённых людей во время Второй мировой войны. И тут один из участников нашего собрания громко сказал: «Я готов стать консультантом». Это было так резко и так неожиданно, что в зале наступила тишина. Этим человеком был Илья Альтман. Я был крайне удивлён. Человек, который видел меня впервые в жизни, решился стать консультантом фильма, не зная ни содержания сценария, ни наших возможностей. Его участие оказало нам в будущем существенную помощь.
- Какую же?
- Помню, мы с оператором прибыли в Иерусалим для съёмок в музее «Яд Вашем», но нас не хотели допускать к съёмочному процессу. Однако, когда я сказал, что мы от Ильи Альтмана, всё сразу поменялось. Нам оказали всю необходимую поддержку. Горжусь дружбой с этим человеком. Он один из самых светлых, честных людей, которых я встречал на своём жизненном пути.
- О чём вкратце ваш фильм «Подвиг милосердия»?
- «Подвиг милосердия» — это свидетельство, и ещё одна попытка переосмысления величайшей трагедии еврейского народа XX века — Холокоста, который одновременно является и одним из ключевых событий в человеческой истории вообще. Картина нацелена не только на увековечение памяти о подвиге милосердия, который совершали в годы войны простые люди, но и на сближение народов, на пропаганду общечеловеческих ценностей, мира и толерантности. Этот фильм - о том, как адыги, пострадавшие от жестокой трагедии Русско-Кавказской войны в ХIХ веке, бывшие сами на грани исчезновения с лица земли, рискуя своей жизнью и жизнями своих близких, спасали сотни, тысячи евреев, укрывая их от нацистских расправ, усыновляя и удочеряя их, а после освобождения, с болью в душе, возвращали, ставших родными им детей кровным родственникам, которые искали их всю войну. Поступать по-другому адыги не могли, так как справедливость, гуманизм и милосердие являются основой черкесской ментальности, заложенной в морально-этическом кодексе «Адыгэ Хабзэ». Я хотел рассказать об этом всему миру. Горжусь своим народом, счастлив и горд, что я – адыг (черкес)! И очень благодарен Борису Нисанову за эту потрясающую возможность: продемонстрировать свою работу в стенах ОГЕ в Сокольниках.
- Кто стал героями вашего документального проекта?
- Герои моего фильма — еврейские семьи, которым угрожала смертельная опасность во время Второй мировой войны, и те, кто спасал их. Это семья Розы Бергман (Рахманова), которая сейчас проживает в Израиле, в Хадере, и спасшая их семья Балкизовых, из села Исламей Кабардино-Балкарской республики; семья Бориса Мигирова, проживавшего в Москве, и спасшая их семья Ошхуновых из села Малка Кабардино-Балкарской республики; Мареля Станковская (ее дочь Елена Сало проживает в Минеральных Водах) и спасшая их семья Астежевых из села Ново-Хумаренский Карачаево-Черкесской республики. Это — 32 ребенка из блокадного Ленинграда и спасшие их жители аула Бесленей. А также — много других уцелевших еврейских детишек в Республике Адыгея и их спасители.
- Как в киноленту попал главный раввин России Берл Лазар?
- Мне было важно его участие в этом фильме. Находясь в его кабинете в Москве, я вкратце рассказал ему, о чём и для чего снимаю этот фильм, о своём народе и о его истории. Я был искренне удивлён его прозорливому уму, его мудрости. Он ответил на все мои вопросы убедительно и ясно. Очень благодарен ему. Так и началась работа над моим фильмом.
- Кого можете назвать своим наставником, главным учителем в профессии?
- В первую очередь я хочу здесь рассказать о Никите Сергеевиче Михалкове — известном режиссёре, киноактёре, руководителе Союза кинематографистов РФ. Мы с ним познакомились на Казанском международном кинофестивале в 2009 году, где мой фильм «Черкесия — “Адыгэ Хабзэ”» (2009) выиграл Приз зрительских симпатий. Маэстро пригласил меня в Нальчик, где должно было проходить выездное заседание секретариата Правления Союза кинематографистов России. Там я познакомился и подружился со многими яркими личностями. По рекомендации Н.С. Михалкова я был принят в Союз кинематографистов России. А в 2015 году, его же приказом, назначен руководителем Представительства Союза кинематографистов России в Республике Адыгея. Встреча с ним, можно сказать, определила мою дальнейшую судьбу.
- В чём вообще вы видите основную миссию своей режиссёрской деятельности?
- Рад, что мои фильмы помогают восстанавливать правдивую историю нашего народа. Это дорогого стоит. Надеюсь также, что наш многострадальный адыгский этнос, оказавшийся в меньшинстве на своей исторической родине и рассеянный по всему миру в иноязычной среде, не ассимилируется и сохранит свою богатейшую культуру, свой красивый язык, свои великие традиции и обычаи. Эта вера и даёт мне силы, окрыляя и вдохновляя на новые съёмки.
- Как ваши земляки относятся к тому, что вы сняли фильм на такую сложную, историческую тему? Не сталкивались ли в этом плане с какой-либо критикой?
- Благо, ни разу не сталкивался с критикой в свой адрес от своих земляков, от коллег за то, что взялся осветить тему Холокоста. Напротив, находил понимание везде. Каждый, к кому обращался, старался помочь разыскать героев для фильма. Такая поддержка народа и помогла мне без всяких затруднений создать этот фильм. Единственная сложность состояла в финансовых затруднениях, которая сопровождала меня весь период работы над кинолентой. Но поддержка Главы Республики Адыгея Мурата Кумпилова помогла успешно завершить проект.
- Получается, ваши мужественные предки спасали евреев с риском для себя и для своих собственных детей! И тут, можно с уверенностью сказать, что напряжённые съёмки этого фильма — это уже лично ваш подвиг милосердия. А где вы впервые показали свою киноленту?
- Презентации «Подвига милосердия» прошли в Черкесске, Майкопе, Москве, Санкт-Петербурге. Также я проводил показы и творческие встречи в школах и вузах во всех районных центрах Республики Адыгея. В начале 2024 года представил фильм на ВДНХ на площадке Санкт-Петербурга. Он был приурочен к 80-летию снятия блокады Ленинграда. По просьбе Краснодарского отделения МИДа России фильм будет показываться в филиалах Россотрудничества и в посольствах России за рубежом, в 56 странах. Заметил, что зрители везде смотрели его со слезами, и всегда был аншлаг. Память о спасении еврейских и нееврейских мальчиков и девочек из блокадного Ленинграда — одна из малоизвестных, но очень важных страниц Великой Отечественной войны. Меня уже приглашали с ним в Нью-Йорк (Светлана Данилова), в Чикаго (Леонид Бард), в Израиль.
- Отлично. И в конце, не могу не спросить: над чем трудитесь сегодня?
- Веду работу над созданием нового документального фильма под названием «ХАТТИ», который поведает зрителям историю хаттов IV-I тыс. до н.э., считающихся родственным адыгам этносом. Планирую также выпуск анимационных проектов и художественного фильма. А о чём он будет — обязательно расскажу, но уже в наших следующих беседах.
- Желаю удачи!