Кто ты мне и кто я тебе?

Кто ты мне и кто я тебе?

Еврейское право устанавливает взаимоотношения человека с человеком, человека с обществом, человека с животным и растительным миром.

 Устная Тора (Мишна, Талмуд, Агада) исследует морально-этические нормы иудаизма для того, чтобы люди могли установить справедливые социальные отношения между собой и с окружающей средой. Один из разделов Талмуда Бавли, Бава Кама, определяет причины и последствия ущерба, который может случиться в нашей жизни.

Человек несёт ответственность за своих домашних животных, за быка, козу, собаку, за вред, который они кому-то причинили. Даже за животных, которые не так агрессивны, как злобная бойцовская собака, и даже за безобидную курицу, склевавшую рассаду в чужом огороде. Тем более он обязан ответить за вред, который сам причинил имуществу, физическому или душевному здоровью другого человека (Шемот 21-22).

В трактате Бава Кама (лист 26-б) мы встречаем такое выражение: «Человек всегда является источником опасности для других (адам муад леолям). Невольно или с намерением, во сне или наяву» (אָדָם מוּעָד לְעוֹלָם, בֵּין שׁוֹגֵג, בֵּין מֵזִיד, בֵּין עֵר, בֵּין יָשֵׁן).

В еврейском праве есть два понятия – «там» и «муад». «Там» – непорочный или безобидный, таким может быть только животное, а человек всегда «муад» (муад леолам), он всегда является источником несчастья, и даже самый праведный из людей может случайно кого-то ранить или даже убить.

Например, не удержал автомобиль на скользкой дороге, врезался в высоковольтный столб и оставил без электричества жителей ближайших домов. Или известный пример с женщиной, которая во сне придавила своего младенца, суд над ней стал одним из мудрых решений царя Шеломо (Соломона). Как видим, даже любящая мать является потенциальным убийцей.

За ущерб от действий смирного животного, «там», которое никогда не представляло опасности, хозяин платит половину стоимости убытка. Но если животное не было спокойным, то есть «муад», и склонно проявить агрессивность, хозяин платит полную стоимость пострадавшему. В любом случае ответственность несёт человек, и за действия своих животных и за то, что содеял сам.

За ущерб имуществу или здоровью, случившемуся по вине человека, следует компенсация. За украденное из того, что охранял, а также за арендованное и испорченное виновный обязан платить, и должен платить за непредвиденный вред чужому имуществу, к которому не имел никакого отношения. 

В любом случае виновного надо наказать. При этом суд всегда учитывает не только материальный, но и моральный урон и назначает потерпевшему денежную компенсацию за травму или за увечье – «мера за меру» (Ваикра 24:20).

Он должен заплатить за травму, которую нанёс потерпевшему (нэзек), за боль, которую испытал потерпевший (цаар), обязан возместить расходы на лечение (рипуй), за вынужденный простой по болезни (шевет ) и за стыд потерпевшего (бошет ), то есть за моральный ущерб.

Еврейское право разделяет преступление на случайное, неумышленное (бэшагага) и намеренное (бэ мезид), то есть обдуманное и подготовленное заранее. «Кто прольёт (намеренно) кровь человека, того кровь прольётся человеком: ибо по образу Б-жию создал Он человека» (Бэрешит 9:6).

Однако за неумышленное убийство суд позволял убийце скрыться от мести родственников погибшего в одном из шести городов-убежищ, выделенных для левитов. Три по правую сторону от Ярдэна: Кадеш, Шэхем и Хеврон, и три на левом берегу: Голан, Рамот и Бэцэр. Это было временной ссылкой в чужом городе, где городской совет обязан был безвозмездно защищать и содержать изгнанника до тех пор, пока был жив главный коhен Израиля (Бэмидбар 35:6-7).

В наше время в Эрец Исраэль пока ещё пренебрегают большинством законов Торы и судят произвольно по законам Османской империи и Великобритании. Но евреи во всех местах своего обитания не забывают актуальность законов Торы о справедливых взаимоотношениях в обществе.

Мы видим, что люди ставят собственные интересы над чужими потребностями. Но ни страх быть пойманным, ни стыд не уберегут от преступления, если человек не желает ограничивать свои потребности тем, что имеет или, если его не удерживает страх перед Б-гом. Тот, кто любит только себя, и если он не ограничен законами морали, будет обманывать, воровать и грабить.

Жажда власти и сексуальная несдержанность тоже ведут к преступлению, как мужчин, так и женщин. Однако намного опаснее тот, кто принуждает других принять его мировоззрение, даже исходя из лучших побуждений. Известно множество примеров, когда такой человек проявлял чрезмерную жестокость, которую мы называем преступлением против человечности.

Для того чтобы защитить общество от корыстолюбцев, насильников и идейных фанатиков, Творец дал миру любовь. Сказал Он: «Не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего, а люби ближнего твоего, как самого себя; Я Г-сподь» (Ваикра 19:18). Два последних слова в этой заповеди напоминают, что человек создан по образу и подобию Творца, это Он вдохнул в каждого из нас часть Своего существования. 

Следовательно, причиняя вред кому-то их окружающих нас людей, мы вредим своему Творцу. Заповедь любить друг друга пришла из заповеди любить Творца, как сказано: «И люби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей, и всеми силами твоими» (Дэварим 6:5).

Законы Торы даны для того, чтобы мы научились сочетать свои желания с желаниями других людей, чтобы не унижали, не оскорбляли друг друга. Всегда, даже в самой экстремальной ситуации, следует помнить – кто ты мне и кто я тебе.

По мнению раби Акивы «Хайеха кодмин ле-хайей хаверэха», то есть твоя жизнь предшествует моей жизни, твоя жизнь тебе дороже моей и ты обязан её сохранить. Но разве солдаты не отдают свои жизни, чтобы спасти от смерти или плена даже тех, кого они никогда не знали и не видели? Перед нами всегда стоит вопрос: «Кто ты мне и кто я тебе?». Если я дорог тебе, преодолеешь ли ты инстинкт самосохранения, чтобы ценой своей жизни спасти меня?

Не только люди, даже животные способны на самопожертвование. Когда мы видим или слышим зов о помощи любого живого существа, наши души трепещут и призывают ответить. Поэтому прежде, чем подумать об опасности, мы спешим спасти незнакомых людей из воды, из огня или из автомобильной катастрофы. Даже отъявленные злодеи могут невольно откликнуться на такой призыв.

Заповедь Торы «Вэ аhавта лереаха камоха – люби ближнего, подобного тебе» (Ваикра 19:18). Рамбам говорит, что любить, значит заботиться о материальном и духовном благополучии других людей. Гилель говорил: «Учись у Агарона: цени мир и стремись к миру, люби людей и приближай их к Торе» (Авот 1:12). 

Мы не всегда следуем этому наставлению и причиняем боль другим людям, мстим и даже убиваем их. Это может быть оправдано только законом Торы и даже является обязанностью, как сказано: «Иди сразись с Амалеком» (Шемот 17:8) и «Сотри память об Амалеке из поднебесной; не забудь!» (Дэварим 25:19). А воевать с Амалеком и его наследниками надо до полного их уничтожения.

Следует противопоставить свою любовь к миру, свою доброжелательность к каждому человеку, который подобен тебе, мерзкой идеологии тех, кто избрал для себя путь убийства и насилия. Наша обязанность любить не каждого человека, а только того, кто не оскверняет Имя Творца своими преступными деяниями.

Плохо, когда родные или друзья выходят за рамки терпения, безрассудно гневаются, омрачают своё существование обидными словами или даже действиями. Кто же мы друг другу, свои или чужие? Чем ближе мы к Б-гу, тем ближе мы друг другу. Мы исправляем свои эгоистические желания, изучая и исполняя Его законы. 

Это путь Торы, путь справедливости, где не может быть обиженных, униженных и голодных. А если это ещё не так, вспомним, кто мы друг другу, вспомним, что наши души из одного источника, и скажем: «Мы живём в одном доме, мы родные, шалом!»

Похожие статьи