|
Рав Адам Давидов

Ханука. История праздника и законы

Ханука. История праздника и законы
Более 2300 лет тому назад Эрец Исраэль входила в империю Александра Македонского. После его смерти империя была расчленена на три греческих государства, самое большое и могущественное возглавил Селевк, один из телохранителей Александра. После смерти Селевка была образована сирийско-эллинская монархия Антиоха. Когда в 3586 году (175 г. до н.э.) к власти пришёл Антиох IV Великолепный (Антиохос hа-мефоар бен Антиохос), греки полностью оккупировали и подавили Эрец Исраэль.

В те дни многих евреев привлекал образ жизни эллинов. Они построили в Иерусалиме училище по их обычаю, отказались от обрезания, отступили от святого завета, соединились с идолопоклонниками и предали злу свои души.

Три первые главы книги Хашмонаим (Маккавеев) повествуют об истоках праздника Ханука, о том, как развивались события (в 167—160 гг. до н. э.) в стране Израиля перед восстанием евреев против греческого господства.

И пошёл Антиох против Израиля, и вступил в Йерушалаим с сильным войском, нагло вошёл в святилище и завладел золотым жертвенником, светильником и всеми сосудами его, и столом предложения, и чашами, и кадильницами золотыми, и завесой, и венцом, и золотыми украшениями, бывшими снаружи Храма, и разграбил всё.

По прошествии двух лет царь послал начальника податей в города Иудеи. Пришёл тот с большим отрядом в Йерушалаим, коварно предложил евреям мир, и когда они поверили ему, напал на город и поразил его и погубил множество из народа Израиля. Он ограбил город и сжёг его огнём, и разрушил дома и стены его вокруг. И увели (солдаты Антиоха) в плен женщин и детей, и захватили весь скот. А город Давида оградили большой и крепкой стеной и крепкими башнями, и стал он крепостью. Поселились там люди нечестивые с оружием и продовольствием, и собирали там всё награбленное в Йерушалаиме, и оттуда делали набеги на еврейские поселения, и проливали невинную кровь вокруг святилища и оскверняли Храм. Святилище его опустело, праздники его обратились в плач, субботы его — в поношение, честь его — в унижение.

Антиох издал указ, чтобы все народы под его властью приняли его законы и служили его идолам. Все народы согласились, и многие из Израиля приняли это и принесли жертвы идолам, и осквернили субботу. По приказу царя в городах Иудеи построили жертвенники, и перед дверями домов и на улицах совершали воскурения, а книги Торы, какие находили, разрывали и сжигали, а у кого находили и того, кто придерживался еврейского закона, по повелению царя, казнили.

В двадцать пятый день месяца Кислев (3594 года от сотворения мира) солдаты царя зарезали свинью на жертвеннике Храма, сожгли там свиток Торы, схватили и убили женщин, которые обрезали своих детей, а младенцев убили и повесили на шеи их. Но многие в Израиле перед лицом смерти остались твёрдыми и укрепились, чтобы не есть нечистое, чтобы не оскверниться и не осквернить святой завет. И был весьма великий гнев над Израилем.

В те дни жил в горах Модиина (Модаита) Коhен hа-гадоль (из Первосвященников) Израиля, а имя его Матитьяhу бен Йоханан бен Шимон из Йоарима, что в Йерушалаиме. И было у него пять сыновей: Йоханан hа-Кадеши, Шимон hа-Таси, Иеhуда hа-Махби (Макаби), Элазар hа-Хорани и Йонатан hа-Вовси.

Видел Матитьяhу всю мерзость, что творили враги в Иудее и в Йерушалаиме и говорил: «Горе мне! Я родился, чтобы видеть разорение народа моего и разруху святого города руками врагов, и святилище — в чужих руках! Храм подобен бесславному мужу, драгоценные сосуды пленили, младенцы наши избиты на улицах, юноши пали от меча врага. И вот святыни наши опустели, язычники осквернили их. Для чего нам ещё жить?» Разодрали Матитьяhу и сыновья его одежды свои, облеклись в рубище, и горько плакали.

И было, когда пришли слуги царя в поселение Модиин (Модаит), чтобы отвратить евреев от Торы Б-га, и стали принуждать их приносить жертвы идолам. Сказал начальник царского войска Матитьяhу: «Ты важный человек в Израиле и пользуешься почётом в своём народе, и сыновей у тебя много, исполни же повеление царя, как это сделали все народы и иудеи, оставшиеся в Йерушалаиме! И будешь ты и дом твой в числе царских друзей, и ты и сыновья твои удостоитесь почёта, серебра и золота, и многими дарами».

Возмутился Матитьяhу и поднял свой голос: «Если все народы подвластные царю послушают его и отступят каждый от заветов отцов своих, и согласятся на повеления его, всё равно я и семья моя не свернём ни вправо, ни влево от законов отцов наших! Сохранит нас Г-сподь, чтобы мы не оставили заповеди Его и не осквернили союз с Ним! Не послушаем мы слов царя и не станем изменниками!»

Тогда вышел перед народом и воинами царя один из евреев-отступников, поднялся на возвышение, поднял нож над свиньёй, что уже лежала на жертвеннике и сказал: «Я исполню наказ царя!»  

Увидел это Матитьяhу, затрепетало сердце его, пришёл он в ярость, мгновенно поднялся к предателю и заколол его своим мечом, так же, как раньше Пинхас поразил Зимри бен Салу. И военачальника тут же убил тем мечом. А сыновья его набросились на стражников и перебили их своими мечами. И закричал Матитьяhу: «Кто за Закон, за Тору Б-га, ко мне!»

Он собрал отряд из своих сыновей и евреев из окрестных поселений и скрылся в Иудейской пустыне. Так в 167 г. до н. э. началось восстание против эллинской селевкидской Сирии и её правителя Антиоха IV Великолепного (Эпифана, Мефоара).

Евреи семьями уходили в горы Иудеи и оттуда нападали на хорошо вооружённые и обученные греческие войска. Но в субботу они отказывались вступать в сражение и защищаться, и это привело к многочисленным жертвам. С большим трудом Матитьяhу удалость объяснить им, что сохранение жизни (пикуах нефеш) важнее законов шабата. Постепенно успех стал сопутствовать евреям, маленькие отряды одерживали победу за победой над многочисленными врагами, разрушали их жертвенники и преследовали изменников. Евреи снова могли открыто соблюдать шабат, возлагать тэфилин, ставить хупу и делать обрезание мальчикам.

Вскоре приблизились дни смерти Матитьяhу и он сказал своим сыновьям: «Итак, дети, ревностно храните Закон и не жалейте отдать жизнь вашу за завет отцов наших. Берите пример с них и приобретёте великую славу и вечное имя. Берите пример с Авраhама и Иосифа, который в рабстве сохранил заповедь и стал господином Египта. С Пинхаса, за то, что возревновал и получил завет вечного священства. С Йеhошуа – за исполнение слова он стал судьёй над Израилем. С Калева – за свидетельство перед собранием он получил в наследие землю. С Давида – за своё милосердие он наследовал престол царства навеки. С Элияhу – за великую ревность он взят был живым на небо. Крепитесь и мужайтесь, берегите закон, ибо через него вы прославитесь. Вот Шимон, брат ваш – знаю его мудрость, слушайтесь его во все дни, он будет вам вместо отца. А Иеhуда hа-Махби (Макаби), крепкий силою от юности своей, будет у вас начальником войска, и будет вести войну с язычниками. Итак, соберите к себе всех исполнителей Закона и отомстите за обиды народа вашего».

Благословил их и умер он, и похоронили его сыновья в семейной гробнице Модиина (Модаита), и весь Израиль оплакивал его горьким плачем.

А Иеhуда стал командующим еврейскими партизанскими отрядами и создал из них небольшую, но стойкую армию. Воззвание его было: «Ми камоха баэйлим, Ад-най!» – מי כמוך באלים ה' («Кто подобен Тебе в силе, Г-сподь!»). Аббревиатура этих слов – «Макаби».

День за днём греко-сирийские захватчики стали терять свои позиции. Еврейские защитники разгромили армии Аполлония, наместника Селевкидов в Самарии, и генерала Серона, разгромили экспедиционный корпус Птолемея, царского наместника в Келесирии. А потом и армия Лисия, царского наместника западных провинций, в 60 000 пеших воинов и 5000 всадников, была уничтожена еврейским отрядом из 10000 человек (у Бет-Цура, на юге Иудеи). В 165 году до н.э. (3596 г. от сотв. мира) Иеhуда освободил город Йерушалаим. Малым количеством евреи поразили многочисленных врагов.

Вошли они в Храм и увидели, что святилище опустошено, жертвенник осквернён, ворота сожжены, и хранилища разрушены, и везде нечистоты. Разодрали они одежды свои, горько плакали и посыпали пеплом свои головы. Призвал Иеhуда священников, праведных ревнителей закона, чтобы они очистили святилище и вынесли осквернённые камни в нечистое место. Они разрушили осквернённый жертвенник всесожжения и сложили камни его на горе Храма, в укромном месте до той поры, когда придёт пророк и скажет что с ними делать. Они взяли другие цельные камни, и построили новый жертвенник, а потом устроили святыни и внутренние части храма, освятили притворы и развесили завесы. Сделали новую священную утварь, внесли в храм Менору (светильник) и жертвенник для благовоний, воскурили благовония, зажгли светильник и положили хлеб на стол предложений.

В двадцать пятый день девятого месяца Кислев зажгли Менору и принесли жертву на новом жертвеннике всесожжений. В то время, в тот самый день, в который язычники осквернили жертвенник, обновлён был Храм и жертвенник его с песнями, с тимпанами, кимвалами и шофарами. И весь народ молился и благодарил Всесильного. Так с весельем совершали обновление восемь дней, приносили всесожжения и возносили жертву спасения и хвалу. И украсили они переднюю сторону храма золотыми венцами и щитами, и восстановили ворота и хранилища, и сделали для них двери. Осквернённый храм был очищен, обновлён и освящён. В память этого события Иеhуда и братья его установили праздник Обновления Храма.

Вскоре по всей Иудее пронеслась радостная весть: ненавистный евреям Антиох Епифан тяжело заболел и в ужасных мучениях скончался. Но война ещё продолжалась, Армия Никанора, наместника нового царя на троне Селевкидов, Деметрия I, снова оккупировала Эрец Исраэль. Никанор хотел захватить Иеhуду живым и, когда ему это не удалось, поклялся, что, овладеет городом и сожжёт Храм.

Через три месяца (в 161 г. до н. э.) произошло решающее сражение близ Бет-Хорона, армия Никанора потерпела поражение, солдаты его разбежались, сам он пал в битве. Этот день великой победы, 13 адара (пост Эстер), стал праздником для народа Израиля, и его назвали «Днём Никанора».

Рамбам пишет, что когда евреи вошли в Храм, нашли только один маленький кувшин ритуально чистого масла для Меноры, а этого было достаточно лишь на один день. Но, благодаря чуду, его хватило на восемь дней – пока не приготовили новое чистое масло. По этой причине мудрецы того поколения постановили, чтобы эти восемь дней, начиная с 25 Кислева, были днями веселья и благодарения Всевышнему, и чтобы зажигали светильники у входа в свои дома каждую из этих восьми ночей, дабы всем стало известно о чуде.

Законы праздника Ханука

(Орах хаим, главы 470 – 484; Ялкут Йосеф)

Этот праздник начинается 25 Кислева и продолжается 8 дней (В 2019 году – вечером 22 декабря). Слово ханука - חנוכה (освящение) составлено из двух частей: хану - חנו'и "каф-hей" - כה', что значит: достигли покоя 25-го числа месяца Кислев. С этого дня после торжественного освящения мизбеаха (жертвенника) коhены возобновили работу в Храме.

В дни Хануки принято делать обильные и весёлые трапезы. В эти дни можно работать, но не следует начинать таанит (пост) даже в йом hа-зикарон (годовщину) отца или матери, оплакивать умерших и посещать места захоронения своих близких даже в шиву (седьмой день), в шлошим (тридцатый день) или в шана (двенадцатый месяц), чтобы не было слёз в дни всеобщей радости. Нет запрета на посещение мест, где покоятся праведники и мудрецы еврейского народа.

В доме каждого еврея должен быть особый подсвечник, ханукия, с восемью чашечками в одном ряду для масла или для свечей, и ещё одной чашечкой для дежурной свечи в стороне.

Хорошо, когда есть возможность установить ханукию и зажечь её у входа в дом, чтобы напомнить прохожим о чуде. Если такой возможности нет, её можно установить в комнате у выхода, с противоположной стороны от мезузы, на высоте примерно 80 см, но не ниже 24 см от пола. Можно поставить ханукию на окно, чтобы её свет был виден с улицы, но не выше 9,6 м от земли. Если в доме или в квартире два входа, устанавливают и зажигают две ханукии. Ханукальный светильник зажигают в том доме, где живут постоянно, и в той комнате, где обычно едят.

В традиции европейских евреев каждый взрослый мужчина в доме зажигает свечи на своём светильнике, в традиции восточных евреев глава семьи зажигает свечи для всех на одной общей ханукие. Чтобы хорошо исполнить заповедь, следует зажигать масло зейтим (оливковое), если   нет такой возможности – любое другое, которое не коптит, или свечи, но не те, что зажигают идолопоклонники. А фитили лучше всего делать из хлопковой нити или из ваты.

Все евреи обязаны зажигать ханукальные огни, даже нищий, живущий на подаяние. В соответствие с традицией восточных евреев свечи Хануки, нер Ханука, зажигает мужчина, глава семьи. Женщина зажигает и благословляет сама, если в доме нет мужчины (Бавли, Шабат 23а), или в том случае, когда мужчина не может зажечь (по болезни или другой причине), и тогда женщина помогает ему исполнить эту заповедь. И ещё зажигает в том случае, когда уходит время зажигания свечей Хануки, а муж задержался в дороге. В целях воспитания можно позволить зажечь свечу ребёнку, который понимает смысл заповеди и может произносить благословения.

Во время зажигания все члены семьи должны присутствовать, и отвечать на благословения: «Амен!».

Зажигать свечи Хануки изначально (леhатхила) правильно в момент выхода звёзд (но после молитвы арвит). В крайнем случае, когда есть опасность для жизни, или нет другой возможности, можно зажечь до выхода звёзд, но только после захода солнца.

Огонь Хануки должен гореть не менее получаса после выхода звёзд. Если нет возможности зажечь вовремя, постфактум (бэдиавад) можно зажечь, в течение всей ночи.

Когда пришло время зажигать, следует прекратить любую деятельность и даже изучение Торы, и нельзя есть (хлеб и всё, что едят с хлебом, но можно есть фрукты), пока не зажгли огонь Хануки. По традиции женщины воздерживаются от работы, пока горят свечи.

Запрещается пользоваться огнём Хануки для освещения. Поэтому зажигают шамаш, он служит для освещения, если нет другого света.

В первую ночь зажигают шамаш (дежурную свечу) и от него одну праздничную свечу. В следующую ночь зажигают шамаш и добавляют ещё одну, и её зажигают первой. В третью ночь ставят уже шамаш и три свечи и так далее – справа налево по одной свече. В последнюю ночь зажигают шамаш и восемь свечей. Нельзя зажигать одну свечу от другой, но только от шамаша. Если огонь погас раньше времени, следует снова зажечь от шамаша или от другого постороннего огня.

Тот, кто пропустил и не зажёг в одну из ночей, не добавляет в следующую ночь, а зажигает столько, сколько положено в этот раз. Зажигать следует или масло, или свечи, но не то и другое одновременно. Не выполняют заповедь Хануки, если зажигают газовый или электрический светильник.

В бет кнессете, в синагоге, ханукальный светильник принято устанавливать на южной стене, а огонь зажигать следует между молитвами Минха и Арвит (Маарив). Принято зажигать также утром перед молитвой Шахрит, но уже без благословений.

В пятницу, в йом hа-шиши, эрев шабат, огонь Хануки следует зажечь прежде шабатних свечей. Но масло или свечи должны гореть ещё полчаса после выхода звёзд. После окончания шабата в синагоге сначала зажигают свечи Хануки, а потом делают hавдалу, отделение праздника от будней. Но дома сначала следует выполнить hавдалу, а потом зажечь свечи Хануки.

Зажигают огонь Хануки в первый вечер и благословляют:

1. Барух Ата Ад-най Эло-эну Мэлэх hа-олам ашер кидэшану бэмицвотав вэцивону леhадлик нер Ханука.

2. Барух Ата Ад-най Эло-эну Мэлэх hа-олам шеаса нисим лаавотену байомим hа-hэм базман hазэ.

3. Барух Ата Ад-най Эло-эну Мэлэх hа-олам шеhэхаяну вэкийману вэhигиану лазман hазэ.

1. Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать огонь Хануки.

2. Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, сотворивший чудеса для наших отцов в те дни, в это же время.

3. Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, давший нам жизнь, поддержавший нас и давший дожить нам до этого времени.

В последующие вечера произносят только два первых благословения, но всегда поют:

Анерот алалу анахну мадликин аль hанисим,

вэаль hатэшуот, вэаль анифлаот,

шеасита лаавотену аль йедей коhанеха hакэдошим.

Вэхоль шмонат йемей Ханука hанерот hалалу кодеш,
вээйн лану рэшут леhиштамеш баhэм,

эла лиръотам билвад, кэдей леhодот лишэмха

аль нисэха вэнифлэотэха вишуотэха.

Эти свечи мы зажигаем в память о спасении и о невиданных чудесах, которые Ты совершил ради наших отцов в те годы, в это время, руками твоих святых священников-коhаним. И все восемь дней Хануки эти свечи будут священны, и нет у нас права пользоваться ими, а только смотреть на них - чтобы благодарить и прославлять Твоё великое Имя за Твои чудеса и за дарованное Тобою спасение.

А также тридцатый мизмор Теhилим.

Каждое утро в течение восьми дней Хануки в "Шахрит" читают полный "hалель". Все восемь дней праздника после еды добавляют в молитвы и в благословения вставку о чуде Хануки.

Ханука самеах!

Теги

Похожие статьи