Шулхан Арух, «Орах-хаим» 128.Коhены – потомки Аhарона по мужской линии, он был первым коhеном еврейского народа.
Тысячи лет коhены сохраняют свою идентичность древнему роду еврейских священников, передавая свой статус из поколения в поколение, от отца к сыну.
Поэтому им запрещено жениться на халала́, на дочери коhена, рождённой от запретного для её отца брака. Женой коhена не может стать зона́ (блудница) и женщина, имевшая запрещённую связь даже против своей воли, гэруша́ (разведённая), а также гийо́рет (принявшей иудаизм). Но дочь гийо́рет ему не запрещена.
Когда был Храм в Йерушалаиме, коhены осуществляли связь еврейского народа с Богом, но в настоящее время у них остались только две обязанности – выкупать первенцев и благословлять еврейский народ во время молитвы. Коhены пользуются большим почётом среди евреев. Закон дал им право выходить первыми к чтению Торы в синагоге. В собрании евреев первое слово предоставляют коhену, а при чтении биркат hа-мазон (благодарственной молитвы после еды) коhен приглашает сидящих с ним за столом читать благословения.
Но не всякий коhен обладает этими правами.
Коhен не поднимается благословлять, если на лице его или на руках видны ярко выраженные дефекты, кожные заболевания или физический изъян.
Коhен, убивший человека, даже случайно, и даже совершивший тэшуву (раскаялся), теряет права коhена, но если умер мальчик после брит-мила, коhен-моhэль не лишается своих прав.
Не признаём коhена-мумара (выкреста или изменившего вере отцов другим способом) и коhена, намеренно оскверняющего законы Торы.
Непригодным для исполнения обязанностей коhена считаем пьяницу, умалишённого, умственно неполноценного и оскверняющегося трупной нечистотой.
В обычные дни коhены благословляют общину в утренней молитве, благословляют в праздники в молитве мусаф (в дополнительной молитве) и в дни поста в минхе (послеобеденной молитве). Ограничения установлены из-за того, что коhен может не удержаться от вина, запрещённое ему в это время, но не станет же он пить до молитвы, тем более в пост.
Всевышний благословляет всех евреев, весь Свой народ руками коhена. И эти благословения предназначены конкретно каждому человеку.
Первое благословение – на материальные блага, и на защиту от несчастных случаев и от врагов.
Второе благословение – на благо для души, на приобретение разума, мудрости и знания, на прощение и на милость Его.
Третье благословение – на Божественный свет, на мир, включающий все блага при жизни, в Олам hа-зэ, и после смерти, в Олам hа-ба.
Осе шалом бимромав
hу яасе шалом алейну
вэ-аль коль Исраэль.
Вэимру, имру: «Амэн!»
Творящий мир в Небесах, мир подарит нам, и спасенье даст народу Своему!
И скажем мы все: «Амен!»