Срывание плодов, вырывание травы и даже залезание на дерево считается нарушением запрета жатвы. Подробные примеры.
1. Определение мелахи
Сущность жатвы — в отделении какого-либо растения с места его произрастания, например, срывание плодов или ветвей дерева, вырывание травы и т.д. Некоторые добавляют, что жатва относится и к вещами, не растущим из земли: доставание живой рыбы из воды, отрывание мяса от живого животного. Тот, кто совершил подобные действия, нарушил установленный Торой запрет жатвы(см. ниже п.8).
2. Цветочный горшок
Даже тот, кто только прекращает доступ питания к растению, нарушает запрет Торы, так как это вызывает прекращение роста, что совпадает с целью жатвы. Поэтому даже то, что не прикреплено к земле, а только питается от нее, нельзя в шабат отделять от места произрастания.
К примеру, тот, кто переносит стоящий на земле цветочный горшок (с отверстием внизу), совершает мелаху жатвы, так как цветок, хотя и не рос непосредственно из земли, все же питался определённым образом от нее, и место, где он стоит, считается местом его произрастания. Переноска цветочного горшка с места на место внутри дома, хотя и не является «жатвой», так как он не питается соками земли внутри современного дома с мощеным полом, может быть запрещена по причине «перемещениямукце», и следует спросить об этом у раввина.
3. Гзера (постановление) «чтобы не сорвали»
В этой мелахе наши мудрецы также установили «ограды», чтобы не допустить нарушений Торы. Поэтому в шабат запрещено залезать на дерево, чтобы случайно не сорвать что-нибудь. Кроме того, нельзя вообще использовать дерево, в частности, опираться на него, даже если оно при этом не качается. Разрешается лишь слегка опереться на дерево, не покачнув его, так как это не называется использованием. (Имеется в виду здоровый, крепко стоящий на ногах человек. Но слабый человек, даже слегка прислонившись, переносит всю свою тяжесть на дерево и, таким образом, использует его).
По той же причине запрещено вешать что-либо на дерево, а также снимать с него то, что уже было повешено, хотя бы и до шабата. Поэтому даже до начала шабата запрещено развешивать на дереве те вещи, которые разрешается переносить в шабат.
В этот запрет включено не только использование самого дерева, но и любого воткнутого в него предмета. Нельзя, например, повесить какую-нибудь вещь на вбитый в дерево крючок. Однако если на крючок подвешена корзина, в нее можно класть предметы и брать то, что лежит в ней. И хотя повесить корзину на дерево в шабат запрещено, в этом случае речь идет об уже висящей корзине и это называется «использованием корзины», а не «использованием дерева».
Следует только делать это таким образом, чтобы дерево не качалось. Разумеется, запрещено сидеть в шабат в гамаке, привязанном к дереву, поскольку это ничем не отличается от использования вбитого в дерево колышка. Но если гамак уже висит на колышке, то это похоже на ситуацию с корзиной, и следует спросить об этом раввина.
И то же относительно веревки, на которой сушат белье. Если она привязана к самому дереву, запрещается снимать с нее в шабат висящее на ней белье. Но если веревка привязана к вбитому в дерево гвоздю, то снимать белье или повесить высохшее белье разрешается.
4. К каким растениям относится гзера
Запрет использования относится только к деревьям, но не к траве. И даже у самих деревьев он не относится к части дерева, расположенной ниже трехтефахов (1 тефах равен приблизительно 10 см.), и на этой части можно сидеть. Также можно сидеть на траве и, тем более, ходить по ней. Но все же следует остерегаться бегать по высокой траве, чтобы случайно не вырвать травинку. По той же причине необходимо быть очень осторожным при быстрой ходьбеи когда вы везете по траве коляску с маленьким ребенком: и то, и другое запрещено в случае псик рейша (см гл.5, п.5).
5. Верховая езда
Запрещена также верховая езда, потому что, сидя верхом, могут сорвать ветку, чтобы погонять животное. Более того, чтобы не делать различия между различными видами использования, запретили всякое использование животных в шабат.
6. Нюхать растущее в земле растение
Нельзя также нюхать еще несорванный плод, потому что можно забыть о шабате и сорвать его. Но цветы можно нюхать, так как они не предназначены для еды, а наслаждаться их ароматом можно, и не срывая их.
7. Паданцы
Плоды, упавшие в шабат с дерева (даже сами по себе), запрещено есть до окончания шабата. Эти плоды являются мукце, и их запрещено перемещать. Причина этих запретов — опасение, что, если разрешить есть такие плоды, то постепенно придут к тому, чтобы изначально срывать в шабат плоды с дерева. Даже если есть только подозрение, что плод упал с дерева в шабат, его запрещено есть.
8. Кусочки кожи и т.п.
Нельзя обрывать в шабат кусочки кожи или плоти, например, заусеницы Хотя все согласны с тем, что это запрещено, некоторые относят это действие к работе жатвы, так как и здесь происходит удаление с «места произрастания», в то время как другие считают, что это — «стрижка» (см. гл.18).
Рав Яаков-Йехезкель Позен, из цикла «Законы шабата в кратком изложении»