В еврейской традиции праздника Пурим есть четыре заповеди: чтение Мегилы, матанот лаэвъоним (подарки бедным), мишлоах манот (посылать друг другу продуктовые подарки) и праздничная трапеза.
В «Мегилат Эстер» (8:16) сказано, что у евреев были свет и радость. Свет и радость – это Тора. В Пурим пьют вино и одни мудрецы предлагают пить много, а другие предупреждают об опасности, подстерегающей пьяного человека. Вино – это допинг, который усиливает ощущение праздника, но может отравить разум и человек, поражённый алкоголем, перестанет различать между добром и злом.
Сказал Рава (аморай, 280-352 г.г.), что в Пурим каждый обязан выпить (столько вина), чтобы не видеть разницу между словами «проклят Аман» и «благословен Мордехай» (Бавли, «Мегила» 7:2). И там же Гмара приводит историю о том, как Рава и рав Зейра устроили в Пурим праздничную трапезу.
Они сидели, пили и Рава настолько опьянел, что схватил нож и зарезал рава Зейру. На следующий день он отрезвел и стал умолять Всевышнего, чтобы простил его и оживил рава Зейру. Его молитва была принята, рав Зейра вернулся живым домой. А в следующем году Рава снова пригласил раби Зейру на праздничную трапезу Пурима. Однако раби Зейра отказался и ответил ему: «Не каждый день случаются чудеса».
Следует помнить, что закон Торы запрещает пьянство, ибо пьянство ведёт к убийству, к разврату, ко многим бедам, что ожидают пьяного человека и его жертву (Орхот хайим, «hалахот Пурим» 38).
Обычай пить в Пурим не так прост, как это выглядит на первый взгляд. Наши учителя пили вино в этот праздничный день, но не теряли разум, вино помогало им ощущать свет Торы намного ярче, чем в обычном состоянии. Вино – сильное средство для духовного подъёма и для подавления йецер hа-тов, добрых качеств в человеке (Бавли, «Санhэдрин» 70-б).
Следует быть очень осторожным, чтобы не перейти грань и не совершить преступление. «Не любуйся вином, когда оно краснеет в стакане, вначале пьётся легко, а потом, как змей, укусит, ужалит как гадюка» (Мишлей 23:31-32).
Вино, шэхар (водка), виски, все виды алкогольных напитков горячат кровь, пробуждают в человеке зверя, йецер hа-ра. Под влиянием алкоголя человек утрачивает сдержанность, стыдливость, он говорит и делает то, чего никогда не сказал и не сделал бы, будучи трезвым. Может возникать ничем не обоснованное чувство озлобленности и негодования, легко прорываются наружу обида, ревность, месть.
Однажды русский купец остановил на улице еврея, бежавшего в шабат в синагогу, и, угрожая ему ножом, повёл к себе домой. Завёл в заднюю комнату и говорит: «Выбирай. Перед тобой бутылка вина, которое ты должен выпить, перед тобой сигареты, выкури хотя бы одну, или женщина, с которой ты должен совокупиться. Что-то одно обязан исполнить, иначе живым не выйдешь».
Задумался еврей, а был он ам-hаарец, то есть не учивший законы: «Женщина, конечно, запрещена, это же разврат! Сигареты в шабат? Это уж точно преступление. Нееврейское вино запрещено, но, наверное, меньшее зло из трёх. Выпью вино и уйду».
Он выпил всю бутылку вина, потом ему захотелось покурить, потом он посмотрел на женщину... Один проступок повлёк за собой другие.
Как сказано в «Пиркей авот» – один грех ведёт за собой другие.
Нельзя молиться тому, кто выпил рэвиит (86,4 грамма) вина (Шулхан Арух 79-1). Молитва должна быть чистой, а душа обращена к Всевышнему со страхом, чтобы видеть, как суд и слово царя исходят из Торы. Ибо только «К словам того, в ком есть страх перед Всевышним, прислушиваются» (Бэрахот 10-б).
Сейчас синагога наш Храм и находиться там в состоянии опьянения – преступление перед Богом. Раби Эфраим говорил (конец трактата Псахим), что Всевышний ненавидит того, кто обращается к нему нетрезвым. Об этом предупреждает и Рамбам (hалахот «Деот» 85:3), и даёт такую установку, что в Пурим следует устраивать обильную трапезу с мясом и вином, но не напиваться (hалахот «Мегила» 2:15).
Максимальная норма даже для самого здорового мужчины не должна превышать 40 граммов чистого алкоголя. Для женщин норма в два раза меньше. Во время трапезы можно пить пиво и крепкие алкогольные напитки, но нельзя давать детям.
А тот, кто воздерживается от вина, чтобы по ошибке не согрешить, достоин всех благословений, которые произносят коhены, благословляющие народ (Вавилонский Талмуд, Ктубот, 65а; Бемидбар раба, 11:1).
Чтобы понять, почему некоторые еврейские мудрецы предлагали пить вино до состояния, когда невозможно понимать (עד דלא ידע) где проклятие, клала, и где благословение, браха, обратимся к гиматрии (Маген Авраам 100:3; Абударhам «Пурим»). В словах проклят Аман – «арур hаман» (ארור המן) и благословен Мардохай – «барух Мардохай» (ברוך מרדכי) мы видим равенство гиматрии:
Арур (407) hаман (95) получаем 407+95=502
Барух (228) Мардехай (274) получаем 228+274=502
Мы видим равенство гиматрии.
Пишет рав Абударhам: «Несмотря на то, что во многих местах Тора предупреждает евреев от злоупотребления вином, и даже мишна «Мегила» ничего не говорит о вине, мудрецы Талмуда обязали напиваться в праздничной трапезе Пурима».
Он объясняет это тем, что все важные события, изложенные в Мегилат Эстер, сопровождались обильным застольем, поэтому еврейские мудрецы предписали устраивать подобные трапезы с вином. И приводит в пример спор на трапезе в Песах между раби Йоной и раби Иеуда бен раби Эльай о том сколько надо выпить вина, чтобы исполнить заповедь (Псахим перек 10 ам.5-а).
И здесь мы видим с одной стороны требования Торы, а с другой постановление мудрецов. Рамхаль говорил ссылаясь на Талмуд, что когда сомневаемся по поводу закона Торы, идём в сторону устрожения, а при сомнении по поводу постановления мудрецов облегчаем.
Как сказала Бат Шева своему сыну, Шеломо, царю Израиля: «Не царям, Лемуэль, не царям пить вино, и не князьям – шэхар. А то, выпьешь и забудешь законы и извратишь суд всех угнетённых» (Мишлей 31:4-5).
Каждый разумный еврей в настоящее время подобен царю. На твоих плечах ответственность за Израиль и за весь мир. Будь мудрыми и сильными и удостоишься благословения Мардохая.