Существует ли у евреев високосный год и есть ли какие то особые законы, связанные с ним?
Да, в еврейском календаре, подобно юлианскому и григорианскому, существует так называемый високосный год. Однако в отличие от юлианского и григорианского календарей, в которых каждые четыре года к февралю месяцу добавляется всего лишь один день, в еврейском календаре добавляют целый месяц.
месяц года Адар
Причина в том, что еврейский календарь основывается на сочетании лунного и солнечного циклов. Это мы учим из сказанного в Торе, в главе Бо (Шмот, 12, 2): «Этот месяц для вас – глава месяцев, первый он у вас из месяцев года».
Комментирует Раши: «Указал [Г-сподь] ему на луну в ее обновлении (в фазе новолуния) и сказал ему: Всякий раз, когда луна обновляется, для тебя это будет началом месяца». А в главе Берешит (1, 14) говорится: «И сказал Б-г: Да будут светила [т.е. солнце и луна] на своде небесном… для дней и лет». Из этих стихов мы учим, что месяцы и праздники связаны с двумя циклами – лунным и солнечным. Поскольку эти циклы различны (лунный год состоит из 12 месяцев и отстает от астрономического солнечного года примерно на 11 дней), то для того, чтобы приравнять лунный год к солнечному, необходимо раз в несколько лет добавлять к году дополнительный, 13-й месяц.
В прошлом еврейский суд, основываясь на различных соображениях, решал, какой год сделать високосным. Илель Второй, последний глава Санедрина, осознавал, что из-за гонений со стороны римлян у еврейского суда в дальнейшем не будет возможности собираться с целью добавления нового месяца. Поэтому в 359 году его суд, основываясь на математических подсчетах, постановил, какие из последующих годов будут високосными.
Согласно постановлению Илеля Второго, годы поделены на 19-летние циклы, в которых третий, шестой, восьмой, одиннадцатый, четырнадцатый, семнадцатый и девятнадцатый годы – високосные.
В високосном году добавляется целый месяц, последний месяц года Адар. Выходит, что в високосном году есть два месяца Адар – первый Адар и второй Адар (их принято называть Адаралеф и Адарбет).
С точки зрения Галахи есть несколько особых законов, связанных с високосным годом. Приведем некоторые из них.
Прежде всего приведем важное правило: в тех темах, в которых упоминается год, дополнительный месяц считается частью года, а сам год состоит из 13 месяцев. Так, если кто-то сдал в аренду дом на год, то в високосный год срок аренды – 13 месяцев. В тех же случаях, когда упоминаются месяцы, дополнительный месяц подобен всем другим месяцам и включается в их число. Поэтому если кто-то сдал дом на 12 месяцев, то срок аренды истекает через 12 месяцев как в обычном, так и в високосном году.
Пурим
В високосный год, когда есть два месяца Адар, Пурим празднуют 14-го и 15-го числа второго Адара. Несмотря на это, у 14-го и 15-го Адара-алеф есть особенный статус: в эти дни запрещено поститься и оплакивать умершего, а также в молитве не говорят таханун и псалом «Ответит тебе Г-сподь в день бед твоих». А есть также такие поским (законодатели), которые считают, что в эти дни следует сделать трапезу большую, чем в обычные.
Бар-мицва
Если кто-то родился в високосном году в месяце Адар, то в большинстве случаев 13 лет ему исполнится в простом году, и он должен будет праздновать бар-мицву в месяце Адар, независимо от того, родился ли он в Адар-алеф или в Адар-бет. Таким образом, возможен парадокс, когда из двух детей тот ребенок, который родился позже, будет праздновать свою бар-мицву раньше. Возьмем, к примеру, Реувена и Шимона; Реувен родился 29-го Адара-алеф, а Шимон – три дня спустя, 2-го Адара-бет; через 13 лет Шимон отмечает свою бармицву в начале месяца – 2-го Адара, а Реувен будет ждать своей бар-мицвы до конца месяца – до 29-го Адара.
Если ребенок родился в месяце Адар в простом году, а 13 лет ему исполнится в високосном, он пройдет бар-мицву только в Адар-бет.
Йорцайт (день поминовения)
Тот, кто скончался в месяце Адар-алеф високосного года, в дальнейшем в високосный год его йорцайт будет также выпадать на Адар-алеф. Если же он скончался в месяце Адар-бет, его йорцайт будет в месяце Адар-бет. В простом году йорцайт обоих будет в Адаре.
Если кто скончался в месяце Адар в обычном году, то в високосном году его йорцайт будет, по мнению Шульхан Арух, в Адар-бет, а по мнению Рама – в Адар-алеф.