Творец заповедовал нам два раза в день – утром и ночью – читать отрывки из Торы, первый из которых начинается словами «Шма Исраэль» («Слушай, Израиль»).
По этим словам принято называть заповедь чтения «Криат Шма» («Чтение «Шма»).
В Книге Заповедей Рамбам перечисляет заповеди по мере их важности. Заповедь о чтении «Шма» приводится там на втором месте. Из этого мы можем понять ее великое значение.
Так в чем же ее важность?
Чтобы получить ответ на этот вопрос, задумаемся о ее сущности. Мы провозглашаем: «Слушай, Израиль: Г-сподь – Б-г наш, Г-сподь – един».
Выходит, что ее сущность – в провозглашении единства Творца.
Разберем сущность этого провозглашения подробнее.
Творец, желая дать всем нам свободу выбора, предоставил возможность действовать как добрым, святым, так и злым, нечистым силам. Когда мы видим злые силы, может показаться, что у них есть, не дай Б-г, возможность самостоятельного действия, не связанного с Его волей.
Поэтому Тора заповедовала нам два раза в день провозглашать о единстве Всевышнего: о том, что Он – единственный правитель и нет никаких сил, которые могли бы действовать без Его воли. Тем самым мы не забудем этот важный принцип и будем напоминать о нем также и другим.
Поскольку сутки делятся на два основных времени и чтобы мы не забыли этот важный принцип ни днем, ни ночью, Всевышний заповедовал нам читать Шма утром и вечером.
Когда человек понимает, что Творец воистину един и нет ничего, что могло бы препятствовать Его воле одарить нас максимальным благом, в его сердце пробуждается огромная любовь к Создателю. Поэтому в продолжении чтения «Шма» мы упоминаем заповедь возлюбить Г-спода «всем сердцем, всей душою и всем существом».
Тот, кто воистину любит Создателя, будет передавать эту любовь своим сыновьям и ученикам, а также призывать к ней всё человечество. По этой причине мы продолжаем и говорим:
«И да будут речи эти, которые я заповедую тебе сегодня, на сердце твоем. И внушай их сынам твоим, и говори о них, сидя в доме твоем, и идя дорогою, и ложась, и поднимаясь».
Обязанность чтения последнего, третьего отрывка «Криат Шма» – не из Торы, она возложена на нас мудрецами.
Талмуд сообщает, что мудрецы постановили читать этот отрывок, поскольку в нем упоминаются важные вещи, среди которых заповедь о цицит (которая призвана постоянно напоминать нам обо всех заповедях Всевышнего), упоминание выхода из Египта (который является основой нашей веры) и принятие ига заповедей.
После того как мы поняли, что в «Криат Шма» упоминаются самые важные постулаты нашей веры, мы поймем ее важность.
В заключение приведем слова Рамхаля о том, что, когда мы, читая «Шма», свидетельствуем о Его единстве и признаем, что буквально всё зависит от Него, тогда Он отзывается нам, и получается, что всё Творение совершенствуется Его совершенством и всё создание исправляется.