По мнению Маараля из Праги, сглаз – это естественный фактор, причиняющий вред человеку вследствие зависти (Нетивот Олам, Нетив Айн Тов).
Рабби Элияу Деслер считает: сглаз может быть следствием того, что человек выставляет напоказ свои достоинства, из-за чего становится объектом зависти со стороны других людей. Этим он привлекает на себя Высший Суд, который может лишить его достояния, благополучия – как наказание за гордыню (Михтав Меэлияу, ч.3).
Талмуд говорит, что Йосеф получил от своего отца Яакова благословение, означающее, что он не подвержен сглазу. В качестве объяснения Талмуд (Брахот, 20а) приводит два мнения.
1. Рабби Йоси бе-рабби Ханина трактует благословение, данное Яаковом сыновьям Йосефа: «И умножатся они на земле как рыбы (в воде)» (Берешит, 48:16). Почему потомство Йосефа сравнивается с рыбами? Рыбы в море скрыты водой, поэтому дурной глаз над ними не властен.
Так и потомство Йосефа не подвержено влияния сглаза. Из этого объяснения можно сделать вывод: сглаз имеет власть только над тем, что находится на виду. Тот же принцип мы видим в совете Яаков своим сыновьям, когда он послал их в Египет за провиантом: «Зачем вам показываться?» (Берешит, 42:1). Раши объясняет: не стоит в час голода показывать другим, что вы сыты.
О том же сказали мудрецы: «Благословение есть только на том, что скрыто от глаз» (Берешит Рабати, Вайеце, 30).
2. «Глаз, который не желал наслаждаться чужим, не подвержен власти сглаза», – Йосеф не поддался соблазну жены своего господина Потифара, не желал получать наслаждение от чужого. В награду его потомство получило защиту от сглаза. Отсюда вытекает следующий важный принцип защиты от сглаза: не наслаждаться чужим (запретным).
Следует отметить, что Талмуд (Брахот, 55б) советует человеку, который при въезде в большой город боится сглаза, сказать молитву: «Я из потомства Йосефа, и сглаз на меня не действует». Маарша учит из этого, что в этом смысле весь народ Израиля считается потомками Йосефа. Понятно, что это обусловлено следованием заветам Торы.
Подведя итог, можно ответить на Ваш вопрос так:
Не стоит выставлять напоказ свои достоинства и достаток, как в материальном, так и в духовном. То же касается и ребенка – стараться избегать публичности в любых ее проявлениях.
Не наслаждаться тем, что нам запрещено. К этому пункту можно добавить и зависть по отношению к достоинствам других людей.
Следовать заветам Торы, что причисляет нас к потомству праведника Йосефа и распространяет на нас его благословение, защищающее от сглаза.
С уважением, Шалом Каплан.
PS. Вот молитва, составленная великим мудрецом Торы, в частности, Сокровенного Учения – а-Хида (рав Хаим Йосеф Давид Азулай). Она приводится в книге «Взываю к Тебе» (изд. «Швут Ами», 1998, пер. рав Александр Кац).
Заклинаю я — да будете вы защищены от всех видов дурного глаза: черного глаза, желтого глаза, голубого глаза, зеленого глаза, глаза продолговатого, глаза маленького, широко раскрытого глаза, глаза узкого, глаза ясного, кривого глаза, глаза круглого, глубоко посаженного глаза, глаза навыкате, глаза видящего, глаза всматривающегося, глаза сверлящего, глаза влекущего, глаза мужчины и глаза женщины, от глаз мужа и его жены, от глаз матери и дочери, от глаз женщины и ее родственницы, от глаза юноши и глаза старца, от глаза старухи и глаза девушки, от глаза женщины, познавшей мужчину, от глаза вдовы, от глаза мужней жены и глаза разведенной, — от всех видов дурного глаза, существующих в мире, от всех, кто смотрел, вглядывался и говорил со сглазом о (имя человека и имя его отца) — отвожу и заклинаю их силою Высшего Глаза — Глаза Святого, Глаза Единого, Глаза Светлого, Глаза, в котором светлое находится внутри светлого, Глаза, который весь правда, Глаза Мудрого, Глаза Всевидящего, Глаза Милосердного, Глаза Милости, находящейся внутри милости, Глаза, включающего все виды милосердия, Глаза, не имеющего изъянов, Глаза, который не спит и не дремлет, Глаза, поражающего и прогоняющего все виды дурного глаза, Глаза, хранящего Израиль, как написано: «Вот не дремлет и не спит страж Израиля», и написано: «Глаз Творца на боящихся Его, на уповающих на Его милосердие».
И силою этого Высшего Глаза я прогоняю и заклинаю все виды дурного глаза, чтобы они исчезли, и рассеялись, и скрылись, и удалились от (имя человека и имя его отца) и от всех его домочадцев, и не будет в них силы властвовать над (имя человека и имя его отца) и над всеми его домашними — ни днем, ни ночью, ни в час бодрствования, ни во сне, ни над одним из 248 органов его (ее) тела и ни над одним из 365 его (ее) сухожилий, ни над его (ее) волосами, ни над его (ее) ногтями отныне и во веки веков. Амен, да будет так навеки веков. Сэла.
«Ты укрытие мне, от беды Ты охранишь меня, ликованием избавления окружишь меня. Сэла!»
«Живущий под покровом Всевышнего в тени Всемогущего обитает. Скажу Всевышнему: мое укрытие и моя крепость — мой Б-г, на Которого полагаюсь. Ибо Он спасет тебя от сети птицелова и от гибельного мора. Своим крылом Он укроет тебя, щит и броня Его верность. Не страшись ночных ужасов, стрелы, летящей днем, мора, приближающегося во мраке, разбойничающей в полдень чумы. Возле тебя падет тысяча, и десять тысяч по правую твою руку — но тебя не настигнет. Только всмотрись своими глазами и увидишь возмездие злодеям. Ибо Ты, Всевышний – мое убежище, Всевышнего сделал ты своей обителью. Не случится с тобой беды, и бедствие не приблизится к твоему шатру. Потому что своим ангелам он заповедует беречь тебя, куда бы ты ни направился. На руках они понесут тебя, чтобы не ушиблась о камень твоя нога. Наступишь на льва и на аспида, топтать будешь льва и дракона.
«Ибо он стремился ко Мне, и Я избавлю его, укреплю его, ибо он узнал Мое Имя. Он воззовет ко Мне, и Я отвечу ему, буду вместе с ним в бедствии, спасу и прославлю его. Насыщу его долголетием и дам ему увидеть Мое спасение. Насыщу его долголетием и дам ему увидеть Мое спасение».
Беерот Ицхак