Встречая и провожая праздник субботы, мы подтверждаем дискретность времени, его поступательное движение от шабата до шабата.
Отправной станцией был первый Шабат. С первого дня творения наш поезд стремится в Будущий мир с остановками в каждый седьмой день. Мы, пассажиры этого поезда, мчимся от остановки до остановки, и каждая из них названа – станция «Шабат».
А когда входим во дворец станции, зажигаем субботние свечи, чтобы осветить светом Шехины, Божественного присутствия, главный зал, то есть свой дом.
Женщины принимают на себя свет шабата с того момента, как зажгли свечи, а мужчины песней царя Давида, которая завершается такими словами: «Г-сподь даст силу народу Своему, Г-сподь благословит народ Свой миром» (Теhилим 29:11).
Когда мы входим в шабат, благословляем и освящаем его, следовательно должны выполнить три важных действия, чтобы исправить вред, причинённый Древу Познания, Эц hадаат (עץ הדעת), который случился непосредственно перед наступлением самого первого в мире шабата (Санhэдрин 38).
Освящение шабата (кидуш) включает благословления на свечи, на вино и на хлеб. Наши благословения и наши действия исправляют случившееся с Хавой в Ган Эдене:
С хлебом шабата (халами) – «И увидела женщина, что дерево хорошо для еды…».
С шабатним свечами – «что оно услада для глаз…».
С вином – «вожделенно дерево для познания…» (Бэрешит 3:6).
И ещё сказано, что так как Адам и Хава ели недозволенное, мы должны исправить этот их грех кашерной шабатней трапезой (Бен Иш Хай).
Особую значимость шабата для нас мы подтверждаем праздничной одеждой. Как было сказано Йеhошуа, главному коhену Израиля: «смотри, я снял с тебя грех твой и (приказал) облечь тебя в одежды нарядные» (Зэхарья 3:4).
И нам в этот день следует надевать белые одежды, и хорошо, чтобы белыми были четыре детали, соотвественно четырём буквам в Имени Всесильного (Ялкут Реувени).
Ибо каждый человек, празднующий шабат в праздничной одежде за накрытым столом, удостоен Будущего мира, Олам hа-ба (Зоар, «Шлах»).
Все евреи, мужчины, женщины, дети, в этот день подобны малъахим, ангелам-служителям Всесильного.
Мы входим в шабат (кабалат шабат) исполнять заповедь Торы – освящать этот день благословением, как сказано: «Помни день субботний, чтобы освящать его» (Шмот 20:8).
Обязанность каждого человека из народа Израиля помнить первый Шабат Творца, Владыки мира, помнить отправную станцию, из которой вышел поезд времени и начались все жизненные процессы во вселенной. Это обязанность исполнять законы святого дня, когда мы останавливаемся на станции «Шабат».
Помнить и благословлять шабат – заповедь Торы, а благословлять на вино (кидуш аль hа-яин) – заповедь учтелей, мудрецов Торы (Бавли, «Псахим» 106-а). Мы прежде, чем поднять бокал, говорим о намерении исполнить заповедь (кавана) так, как от нас требует наш Создатель.
С этим вином мы открываем в верхних мирах двадцать два канала, соотвествующие двадцати двум буквам священного языка, по которым в наш физический мир спускается благословение на нас и на наш народ.
Если нет вина для первого вечернего кидуша, чтобы исполнить заповедь освящения шабата, другой напиток использовать нельзя. В таком случае следует взять в обе руки две халы, произнести полное благословение на шабат и благословить на хлеб (Бен Иш Хай «Бэрешит» 28).
Утренний кидуш, «кидуша раба» (קידושה רבא), букв. великий кидуш, дополняет вечерний (Шулхан Арух 289).
Если и в этом случае нет вина, можно благословлять на любой кашерный алкогольный напиток (на водку, бренди, виски, ликёр, пиво), в крайнем случае на соки, но не на воду (Шулхан Арух 272:9).
Сказал мудрый царь: «В этот день иди, ешь и пей с весёлым сердцем! Этот мир – дорога, а ты на станции и вошёл в большой прекрасный зал. Здесь тебя ждут, здесь ты получишь плату за свои деяния.
Благослови трапезу в шаббат, где каждое блюдо с особой приправой и сладкое вино освобождает язык для песни, а песня – приправа к трапезе. Всесильный ждёт от тебя, чтобы ты, твоя жена и твои дети сидели за столом и благословляли Его над вином, над хлебом, над плодами деревьев и над плодами земли».
На станции «Шабат» мы не мечемся между множеством срочных или забытых дел, это день физического отдыха, но душа обязана трудиться. Как сказано: «Шабат и праздники нам даны для изучения Торы» (Йерушалми, «Шабат» 15:3).
В начале еврейской истории народу Израиля было сказано: «Да не отходит эта книга Торы от уст твоих, и размышляй о ней днем и ночью, чтобы в точности исполнять все написанное в ней, тогда удачлив будешь на пути твоем и преуспеешь» (Йеhошуа 1:8)
Евреи получили Тору в шабат, поэтому это самый результативный день, чтобы изучать её. В этот день, погружаясь в глубины Торы, при достаточном усердии можно понять и освоить такие тайны, которые недоступны в другое время.
Богатые евреи, которые устраивали трапезу во время урока в синагоге, теряли своё богатство (Бавли, «Гитин» 38-б). И хотя нельзя евреям бегать в шабат, раби Йеhошуа бен Леви бежал, чтобы послушать толкование сокрытого смысла Торы (Бавли, «Бэрахот» 6-б).
Женщины и в шабат загружены домашними хлопотами, но они тоже должны найти время для изучения традиции и тех законов, которые обязаны исполнять.
Солнце уходит за горизонт, в небе загораются звёзды и наш поезд готовится к отправлению. С выходом трёх звёзд мы устраиваем проводы и собираемся вокруг стола, чтобы исполнить обряд hавдалы, отделения праздника от будничных дней.